Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мондриан Пит » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мондриан Пит (1872—1944)
Голландский живописец и теоретик искусства. Один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма. Представители неопластицизма придерживались не многих принципов: в их живописных произведениях линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается красным, синим и жёлтым, т. е. тремя чистыми основными цветами (допускаются также белый, чёрный и серый). Лепка трёхмерных форм мазком отвергалась — подчёркивалась плоскость. При отсутствии симметрии композиции всё же были очень уравновешенными. Такой стройностью, простотой и чистотой отношений внутри холста, по мнению неопластицистов, достигалась универсальная гармония, независимая от отдельного человека. Искусство Мондриана во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.
 
Эпоха, стиль, направление неопластицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Пит Мондриан: Каталог выставки. — СПб.; М., 1996.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Пит (собственно, Питер Корнелис) Мондриан родился в 1872 г. в Амерсфорте. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф. Мондриана. В 1892—97 гг. учился в Академии художеств Амстердама. В 1901 г. совершил путешествие в Испанию. Пейзажи 1902—10 гг., написанные в окрестностях Амстердама, в Брабанте и Зеландии, свидетельствуют о стремительной эволюции художника от реализма к абстракционизму.
         В сериях 1908—10 гг., разрабатывающих мотивы дерева, церкви, мельницы, маяка, натурная форма последовательно уплощается и схематизируется («Мельница, освещенная солнцем», 1908; «Вечер. Красное дерево», 1908). В «Серебряном дереве» (1911) схематизм достигает максимума; линии ветвей сплетаются в сетку, растягивающуюся по поверхности картины.
         Поиск «сущностной», отвлеченной от феноменальных проявлений формы осуществлялся Мондрианом под воздействием идей теософии. В 1909 г. он вступил в голландское теософское общество.
         В 1911—14 гг. художник жил в Париже. В картинах этого времени, отмеченных влиянием кубизма, природный мотив растворяется в пересечениях дугообразных, ломаных, наклонных линий. Композиции 1913—14 гг. выстраиваются из горизонталей и вертикалей, чередующихся в дробном ритме («Море V», 1914); ранее ограниченная цветовая гамма насыщается ярко-голубыми, розовыми, оранжевыми тонами («Композиция с линией и цветом II», 1913).
         Вернувшись в Голландию, Мондриан в 1915 г. встретился с Ван Дусбургом. В 1917 г. ими были основаны художественное объединение «Стиль» и журнал под тем же названием. Мондриан, идейный лидер группы, опубликовал в журнале ряд статей, в которых излагалась его теория неопластицизма, возникшая под влиянием «пластической математики» голландского философа М. Схумакерса. Художник призывал к денатурализации форм, очищению природы от внешнего, иллюзорного многообразия и выявлению таящейся в ней изначальной схемы. Визуальным аналогом сверхчувственного абсолюта, по мысли Мондриана, являются первичные оппозиции: плоскость — линия, горизонталь — вертикаль, цвет — не-цвет (ахроматические цвета). Уравновешенность этих элементов должна отражать рациональную гармонию мира, «эквивалентность духа и материи». Принципы неопластицизма Мондриан считал универсальными, применимыми не только для проектирования материальной среды, но и для создания гармоничного общественного устройства.
         В 1919 г. Мондриан вернулся в Париж, где в следующем году была опубликована его брошюра «Неопластицизм». Во второй парижский период (1919—38) система геометрической абстракции Мондриана обретает законченность. Композиции строятся на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий. Часть образовавшихся прямоугольников ровно закрашивается. Цветные ячейки противопоставляются белым, «пустым» клеткам («Композиция с черным, красным, серым, желтым и синим», 1920; «Композиция с большой синей плоскостью, красным, черным, желтым и серым», 1921). Мондриан работал большими сериями: композиции, вписанные в квадрат или ромб, композиции с разной толщиной черных линий и т. п. («Ромбовидная композиция с желтым, черным, синим, красным и серым», 1921; «Ромбовидная композиция с красным, черным, синим и желтым», 1925). В таких «периодических рядах» унифицированные элементы образуют жесткий каркас, внутри которого перемещаются «подвижные» модули, создавая всякий раз новые комбинации: цветные секции, тяжелые и легкие, монолитные и расчлененные, сдвигаются к центру или смещаются на периферию, оставляя обширные паузы пробелов («Композиция с синим, желтым, черным и красным», 1922; «Композиция с желтым», 1930); окрашенные «тела» свободно зависают либо опираются на прочные основания; черные линии решетки то плотно сдвигаются, то расходятся как в трансформирующейся конструкции («Ритм черных линий», ок. 1935—42; «Композиция с желтым, синим и красным», 1937—42).
         В 1929 г. художник создал Картину-поэму, в которой столбцы поэтического текста М. Сефора встраиваются в неопластицистскую конструкцию (Собрание М. Сефора).
         Порвав с группой «Стиль» в 1924 г., Мондриан длительное время оставался в одиночестве. Однако в 1930-х гг. он приобрел большой авторитет в кругах художников и интеллектуалов, был ведущей фигурой в объединениях «Круг и квадрат» и «Абстракция—Творчество».
         В 1938 г. Мондриан переселился в Лондон, а в 1940 г. эмигрировал в США. Здесь его система претерпевает определенные изменения: черные линии исчезают, дробные цветные поверхности мелькают в прерывистых ритмах, вызывая ассоциации с беспокойной суетой американского города («Нью-Йорк-сити», 1941—42; «Бродвей буги-вуги», 1942—43).

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer