Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Дюшан Марсель » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Дюшан Марсель (1887—1968)
Французский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие Дюшана относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей он считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века.
 
Эпоха, стиль, направление дадаизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Марсе́ль Дюша́н родился в 1887 г. в городе Бленвиль-сюр-Кревон в семье провинциального нотариуса. Интересом к искусству Марсель обязан своему деду по материнской линии, как и его старшие братья – живописец Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон и младшая сестра – художница Сюзанна Дюшан-Кротти. Первые живописные работы Дюшана – пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки – относятся к 1902 г. В 1904 г. он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии, однако занятия вскоре бросил. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к постимпрессионизму «Сезанна», то к фовизму «Матисса». В 1909 г. работы Дюшана попадают на осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.
         В начале 1910-х гг. Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Кстати о младшей сестре», 1911; «Обнаженная, печальный молодой человек в поезде», 1911—12; «Переход девственницы в жену», 1912). В картине «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912) Дюшан попытался совместить два художественных направления – кубизм и футуризм: трактованные в кубистическом духе изображения комбинируются с передачей различных фаз движения.
         Дюшан демонстративно сторонится роли художника, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже. На смену художественному творчеству приходит так называемый метод «готовых вещей» (ready-made), которые становятся художественным объектом лишь благодаря желанию и подписи автора, будучи помещенными в контекст выставки или музея. Первой «готовой вещью», попавшей в художественную экспозицию, было «Велосипедное колесо на табуретке» (1913). В 1918 г. дюшановский «Фонтан» (1917), представлявший собой обыкновенный писсуар, был продан с выставки в Нью-Йорке. Слава художника разнеслась по всему миру. Знаменем, символом всеотрицающего дадаизма стала его кощунственная «Мона Лиза с усами» (1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне скудная и всегда носящая провокационно-игровой характер, вплоть до изобретения мнимых авторов, постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками художника («Невеста, раздетая своими холостяками», 1915—23; «Вращающиеся стеклянные пластины», 1920). В 20-е гг. Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 г. жил по большей части в США, в 1955 г. принял американское гражданство.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer