Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ш » Швиттерс Курт » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Швиттерс Курт (1887—1948)
Немецкий художник. Один из виднейших представителей дадаизма. Деятельность Швиттерса охватывала самые разные сферы искусства — поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр. В области живописи Швиттерс из различных отходов — проволоки, обрывков веревки, билетов, консервных крышек и т.п. — создавал коллажи, в которых краска служила не живописным задачам, а лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Многие начинания Швиттерса предвосхитили поиски новейшего авангарда.
 
Эпоха, стиль, направление дадаизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Курт Швиттерс родился в Ганновере в 1887 г. В 1909—14 гг. Швиттерс учился в Школе прикладного искусства в Ганновере, в Академии художеств Дрездена и в Академии художеств Берлина. В 1918 г. проходил курс архитектуры в Высшей технической школе в Ганновере. Ранние живописные работы Швиттерса отмечены влиянием кубизма и экспрессионизма. В конце 1910 — начале 1920-х гг. Швиттерс стал одним из виднейших представителей направления дадаизма. Хотя художник жил и работал в Ганновере, он сотрудничал с берлинскими и цюрихскими дадаистами.
         Деятельность Швиттерса охватывала самые разные сферы искусства — поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр. Свои произведения он обозначал словом Merz (фрагмент слова Kommerzbank, случайно возникший в одном из коллажей). Этот осколок слова символизировал разрыв коммуникации, взаимообмена, отказ от «торговых» отношений. Первые мерцкартины были созданы Швиттерсом в 1919 г. («Конструкция для благородных дам», 1919). В коллажах художника ветхие, тронутые порчей вещи (подобранные на улице трамвайные билеты, обрывки газет, веревок, тряпки, куски картона и фанеры) обретают художественный смысл, определяемый контекстом композиции. Так, округлые элементы (крышки, донышки, ободы разных диаметров), а также рейки и натянутая бечевка то уподобляются системе шестерен и рычагов, то ассоциируются с вращением светил, мерным движением космического механизма («Вращение», 1919; «Мерц 25А. Созвездие», 1920). Коллажи и ассамбляжи Швиттерса балансируют на грани хаоса и зарождающегося порядка, как будто художник, наблюдая процессы энтропии и разрушения, распыления вещей, предугадывает возможность их миметической или символической трансформации, самоорганизации новой системы из распавшихся элементов старой («Картина со светлым центром», 1919; «Входной билет», 1922; «Голубая лента», 1930).
         Помимо мерцкартин художник создавал также мерцстихотворения, мерцсцены. С 1920 г. Швиттерс трудился над мерцпостройкой — своеобразным скульптурно-архитектурным ансамблем, который, постепенно разрастаясь, заполнил сначала мастерскую, а затем и соседние комнаты.
         В 1923—32 гг. Швиттерс издавал журнал «Мерц». В 1936—40 гг. художник жил в Люсакере, близ Осло, где им была создана вторая мерцпостройка. Эмигрировав в Англию после захвата немцами Норвегии, Швиттерс поселился в Лондоне (1941), затем в Эмблсайде (1945). В работах художника 1930—40-х гг. проявилось влияние конструктивизма Эль Лисицкого и группы «Стиль», организованной Мондрианом и Ван Дусбургом. С 1932 г. Швиттерс был участником объединения «Абстракция-Творчество». В поздний период творчества художник уделяет особое внимание конструктивно-пластическим качествам коллажей, добиваясь зрительной согласованности, слаженности разнородных элементов. Наклейки бумаги и картона, напластования печатных текстов, графических знаков вызывают впечатление спрессованных, слипшихся пространственных диапазонов («Король», ок. 1947; «Черный, серый, белый», 1947; «Рельеф в синем квадрате», 1947).
         В период 1960—70-х гг. усилился интерес к творчеству Швиттерса, т.к. многие его начинания предвосхитили поиски новейшего авангарда.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer