Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Миро Хоан » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Миро Хоан (1893—1983)
Испанский живописец и скульптор, крупнейший представитель сюрреализма.
 
Эпоха, стиль, направление сюрреализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Диль Г. Миро. М., 1995.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Хоан Миро родился в 1893 г. в Барселоне. В 1907—10 гг. учился в Академии художеств Барселоны у пейзажиста М. Ургелла Инглада и профессора прикладных и декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 г. возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 г. создал со своими друзьями «Группу Курбе», противостоявшую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре.
         В живописных работах Миро 1913—17 гг. наиболее ярко проявились фовистские влияния: плотно сомкнутые формы переливаются радужными цветами, стилизованный рисунок переходит в орнаментику параллельных, волнистых и зигзагообразных полос («Прадес, деревня», 1917, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
         С 1918 г. в творчестве Миро начинается период «поэтического реализма». В пейзажах, написанных в Монтройге, где художник проводил на ферме родителей летние месяцы, глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями («Огород с ослом», 1918, Музей современного искусства, Стокгольм).
         В 1921 г. Миро переехал в Париж. В 1921—22 гг. была создана «Ферма» (Национальная галерея искусств, Вашингтон) — высшее достижение «поэтического реализма» Миро. В формат картины вписан целый космос, необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой «переднего плана», за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, ежесекундно творящих мириады мельчайших биоформ. Две последующие картины, созданные в 1923—24 гг., — «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж. Охотник» — свидетельствуют о стремительной эволюции Миро от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы начертательной графики. Художник сводит воедино зрительные образы и идеальные представления, возникающие в сознании под воздействием идеографических знаков.
         В 1924 г., в год выхода Манифеста сюрреализма, Миро сблизился с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина — «Карнавал Арлекина» (1924—25, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Играющая фантазия Миро изобретает популяцию бескостных, текучих, невесомых существ, произвольно меняющих свою форму и положение в пространстве. Фигуры и предметы, каждый из которых имеет реальный прототип, уподобляются колышущимся цветным теням.
         Во 2-й половине 1920-х гг. сложился словарь устойчивых идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие коммуникацию между разными сферами: порхающая в воздухе птица, стремительно бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия — глаз и ухо, человеческая фигура с огромными стопами, прилипшими к земле, и головой, проецирующейся на фон неба («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926; «Собака, лающая на луну», 1926).
         В 1930-х гг. художник, экспериментируя с самыми различными материалами, все больше удалялся от натуры. В 1932—36 гг. он создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из каталогов иллюстрации, изображавшие технические детали, узлы механизмов, в живописных композициях превращались в мягко очерченные формы, напоминающие органы животных, человеческие конечности, эмбриональные зачатки («Живопись», 1933). В «картинах-поэмах» Миро извивающиеся, петляющие по холсту надписи произрастают из линий рисунка, являя потаенное родство слова и образа («Ласточка-любовь», 1934, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
         В 1937 г. для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже Миро создал крупномасштабное панно «Жнец», изображающее каталонского крестьянина с серпом (ныне утрачено). Одно из наиболее значительных произведений этого времени — «Натюрморт со старым башмаком», 1937. Обыденные вещи — бутылка, хлеб, яблоко с вонзившейся в него вилкой, стоптанный ботинок — испускают ирреальное радужное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии.
         В 1940 г., находясь в Варанжвиле (Нормандия), Миро приступил к серии гуашей «Созвездия», работу над которой он продолжил затем в Монтройге и Барселоне. Эти 23 листа стали одним из высших достижений его творчества. Звезды, лунные серпы, диски, глаза, птицы и животные, человеческие фигуры, неопределенные эмбриональные формы то собираются в плотные скопления, то оставляют разреженные участки. Серия, созданная, по признанию художника, под впечатлением ночи, звезд, музыки Баха и Моцарта, вызывает множество поэтических ассоциаций («Персонажи в ночи», «Письмена и звезды, влюбленные в женщину», 1941; «Созвездие: пробуждение на заре», 1944).
         С 1944 г. Миро всерьез занялся скульптурой и керамикой (в сотрудничестве с керамистом Льоренсом Артигасом). Скульптура Миро весьма разнообразна как по техникам, так и по приемам исполнения. Он работал в бронзе и керамике, ориентируясь на народную глиняную игрушку, архаическую пластику, причудливые творения природы («Женщина-насекомое», 1968, частное собрание). Поверхности таких скульптур отличаются богатой фактурной проработкой, сложными переливами оттенков тонированной бронзы, расписной терракоты, майолики. В скульптурных ассамбляжах, где проникнутые веселым юмором фигуры смонтированы из обломков разнородных вещей и ярко раскрашены, Миро сближается с направлением поп-арта («Улетающая девушка», 1968, частное собрание).
         В 1940—70-х гг. художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947 г., находясь в США, он исполнил крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 г. поселился в Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом выполнил заказ на оформление двух стен комплекса ЮНЕСКО в Париже (1956—58). Большие керамические композиции, в одной из которых доминирует красный овал солнца, а в другой — лунный серп, составляют яркий контраст с серым бетоном зданий. В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960—61), здание Высшей школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильон на всемирной выставке в Осаке (1970) и др.
         В станковой живописи 1950—70-х гг. преобладают крупные обобщенные формы. В этот период художник ориентируется на первобытное искусство и детский рисунок («Женщина перед солнцем», 1950; «Женщина», 1976).
         В 1975 г. в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 г. мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer