Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Массон Андре » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Массон Андре (1896—1987)
Французский живописец и график, представитель сюрреализма. Добился известности изображениями чудовищных фантастических миров. Многие из рисунков Массона появлялись в ходе неосознанно-спонтанного творческого процесса (так называемая автоматическая живопись).
 
Эпоха, стиль, направление сюрреализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Андре Массон родился в 1896 г. в городе Баланьи-сюр-Терен в семье директора школы. Его детство прошло в Брюсселе. В 12 лет Массон закончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в Художественную академию. В1912 г. Массон продолжил учебу в Школе изящных искусств в Париже. Его ранние работы созданы под влиянием бельгийского символиста Джеймса Энсора и бельгийского модерна вообще. В 1914 г. Массон получил грант на поездку в Италию, где изучал фрески эпохи Возрождения. В начале первой мировой войны он вернулся во Францию и записался в армию добровольцем. В 1917 г. Массон получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Пережитое потрясение оказало значительное воздействие на его творчество, в котором ранее воспринятый от кубистов геометризм вытесняется экспрессивными формами, выражающими трагическую дисгармонию человеческого и природного бытия.
         В 1922 г. Массон вернулся в Париж. В 1924 г., познакомившись с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром, Массон включился в объединение сюрреалистов. Увлекся методом автоматического рисования, при котором образы самопроизвольно зарождаются, всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В ранних сюрреалистических картинах колышущиеся, клубящиеся тени сгущаются в биоморфные образования — извивающиеся, раскачивающиеся, патетически вздымающиеся вверх («Битва рыб», 1926).
         В 1927 г. Массон приступил к созданию так называемых «песчаных картин». Полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символический смысл, поскольку соотносились с одной из четырех мировых стихий — землей («Фигура», 1927; «Мертвые лошади», 1927).
         В начале 1930-х гг. Массон создал графические серии «Избиения» и «Жертвоприношения», в которых тонкие линии классического рисунка, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих страшные картины древней истории и мифологии. В живописных полотнах на ту же тему вакхическое неистовство, бешеные схватки, насилие трактуются как проявление исконной жестокости, неизбывной агрессии, полыхающей в лоне самой природы («Резня в поле», 1933, частное собрание).
         В 1934—36 гг. Массон жил в Испании. Страну, в которой на его глазах разразилась Гражданская война, он воспринял как край Эроса и Танатоса, место дионисийских страстей, запечатлевшихся в мрачном эпосе, кровавых сюжетах фольклора, в неистовстве корриды («Смерть Актеона», 1936; «Коррида (Тавромахия в кругу)», 1935; «Коррида (Тавромахия)», 1936).
         В живописи и графике 2-й половины 1930-х гг. нарастает драматизм змеящихся, сплетающихся форм, яростного кипения красочных потоков («Зима», 1937).
         В 1941—45 гг. художник жил в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд — фантасмагорические существа, наваждения водных глубин, темных пещер, лесных зарослей. Фосфоресцирующие, мигающие зачатки органов, пульсирующая плоть эластичных тканей, длинные щупальца и мясистые конечности равномерно заполняют пространство («Медитация на дубовом листе», 1942; «Антильские острова», 1943; «Андромеда», 1943; «Пасифая», 1945). В Америке Массон открыл для себя красоту китайской живописи и каллиграфии («Лисица в красках осени», 1943). Последовавшее затем увлечение дзэн-буддизмом было подготовлено ранее сформировавшимися представлениями художника о слитности физического мира и сознания. Его абстрактные «психографии» оказали значительное воздействие на становление американской школы абстрактного экспрессионизма.
         Вернувшись во Францию в 1945 г., Массон жил поочередно в Экс-ан-Провансе и в Париже. Его «азиатский» период продолжается, охватывая все десятилетие 1950-х гг. Имитации знаков иероглифической скорописи обретают изобразительный смысл в пейзажеподобных композициях. Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков («Загадка», 1952; «Звериный лабиринт», 1956; «Пара в ночи», 1958).
         В дальнейшем Массон сближается с направлением лирической абстракции (ташизмом). С 1933 г. занимался сценографией, оформив несколько драматических и музыкальных спектаклей.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer