Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Э » Эрнст Макс » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Эрнст Макс (1891—1976)
Немецкий живописец. Представитель сюрреализма.
 
Эпоха, стиль, направление сюрреализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Диль Г. Макс Эрнст. М., 1995.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Макс Эрнст родился в 1891 г. в Брюле близ Кёльна. В 1908—14 гг. изучал в Боннском университете философию, психиатрию, историю искусств. С 1909 г. начал всерьез заниматься живописью. Ранние работы Эрнста отмечены влиянием Ван Гога, Гогена, Моне. В 1913 г. Эрнст впервые посетил Париж. Состоявшееся в 1914 г. знакомство с Арпом переросло в дружбу. В 1914 г. Эрнст был мобилизован и участвовал в военных действиях до 1918 г., но не оставлял занятий искусством. После демобилизации Эрнст поселился в Кёльне, где вместе с Бааргельдом основал объединение дадаистов. В графических коллажах дадаистского периода Эрнст виртуозно жонглирует цитатами из массовой печатной продукции: вырезки из иллюстраций в популярных журналах, учебных каталогах склеиваются в абсурдистские композиции, проникнутые язвительной иронией (альбом «Да будет мода, да сгинет искусство», 1919). Аналогичными приемами комбинаторики созданы и живописные работы начала1920-х гг. («Шляпа делает человека», 1920; «Слон Целебс», 1921; «Приближаясь к чистоте, или Плеяды», 1921).
         В 1922 г. Эрнст переселился в Париж, где сблизился с группировкой дадаистов, впоследствии основавших направление сюрреализма. В живописи раннего парижского периода энигматические сюжеты, необъяснимые сновидческие ситуации возникают в результате пересечения разных образных контекстов, произвольного изменения масштабов, соединения живописи с реальными объектами («Убю-король», 1923; «Качающаяся женщина», 1923; «Двое детей подвергаются угрозам соловья», 1924). В 1924 г. Эрнст вместе с П. Элюаром, ставшим его близким другом, совершает поездку в Индокитай.
         С 1925 г. художник начал работать приемом фроттажа («натирки»). «Алхимическая» процедура фроттажа была отчасти подсказана текстом Леонардо да Винчи об образах, возникающих при рассматривании случайных бесформенных пятен. Переводя на бумагу различные фактуры и слабые рельефы натирающими движениями карандаша, художник создавал некую суггестивную праформу, порождающую неустойчивые, переливающиеся образы. Последующая прорисовка контура и отдельных деталей закрепляла «движущуюся галлюцинацию», придавала ей бо́льшую отчетливость. В графическом альбоме «Естественная история» (1926) поток образов появляется спонтанно, «естественно» и прием фроттажа словно моделирует стихийное формосозидание природы. Фроттаж, в котором реализовался сюрреалистический принцип «психического автоматизма», Эрнст применял и в живописи. В полотнах, написанных по эскизам-фроттажам, возрождаются излюбленные мотивы немецкого романтизма: лесные чащи, таинственные пещеры, угрюмые скалы, мертвый свет луны, фигуры и лики, возникающие, как наваждения, из ветвистых сплетений и зарослей («Ночной вид ворот Сен-Дени», 1927; «Орда», 1927).
         В «романах-коллажах» (графических альбомах) сюрреалистического периода Эрнст достигал полной слитности компонентов, заимствованных из различных источников; в результате неуловимой глазом микрохирургии появлялись химерические, но зрительно убедительные образы-гибриды («Неделя благих деяний», 1934).
         С 1936 г. Эрнст стал применять изобретенный О. Домингесом прием декалькомании — раздавливания красочного сгустка на холсте стеклом или листом бумаги. Его картины наполняются завораживающими глаз сплетениями ветвей, листьев, гибких стеблей, увенчанных небывалыми цветами; в лесных дебрях, каменистых ущельях и гротах, гигантских раковинах таятся сказочные, колдовские существа («Нимфа Эхо», 1936). И фроттаж, и декалькомания в искусстве Эрнста подобны некой первичной магме, в которой бурлят мифологические образы, происходит алхимическое превращение субстанций. При внешней статике картины полны драматизма; процессы становления, срастания, взаимопревращения образов развертываются как последовательность визуальных событий, фабульных перипетий.
         В 1937 г. Эрнст дистанцировался от бретоновской группировки сюрреалистов, однако остался верен выработанным ранее методам. В 1941—45 гг. жил в Нью-Йорке, где встретился с другими эмигрировавшими из Франции сюрреалистами. Общаясь с художниками американского авангарда, передал им опыт автоматических приемов, в частности дриппинга, в дальнейшем широко использовавшегося Дж. Поллоком и другими мастерами нью-йоркской школы. В 1946—52 гг. жил в собственном доме в штате Аризона, в окружении лесов и скал, поразительно напоминающих его собственные пейзажные фантасмагории.
         В живописи американского периода круг образных аллюзий расширяется, охватывая не только сферу подсознания, но и трагическую социальную реальность. В «Европе после дождя» (1940—41, Уэдсворт Атенеум, Хартфорд) пейзаж, словно выжженный, расплавленный огнем взрывов, являет апокалиптическую картину постисторической природы с затерявшимися в ней фигурами дикарей. Мысль об угрозе катастрофического возврата к началу земных времен выражена и в картине «Глаз тишины» (1943—44).
         Вернувшись во Францию в 1953 г., Эрнст завоевал мировое признание. В его позднем творчестве формы обретают большую ясность, компактность, четкую расчлененность («Убю отец и сын», 1966; «Вывеска школы монстров», 1968). В поздние годы Эрнст занимался также скульптурой («Козерог», 1948—75) и особенно много печатной графикой, создав серию альбомов и иллюстрированных книг.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer