Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Х » Хартунг Ханс » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Хартунг Ханс (1904—1989)
Французский живописец немецкого происхождения. Представитель ташизма, французского варианта абстрактного экспрессионизма.
 
Эпоха, стиль, направление ташизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Ханс Хартунг родился в 1904 г. в Лейпциге в семье медика. C 1922 г. искал приемы абстрактной выразительности в рисунке и акварели. Изучал философию и историю искусств в Лейпцигском университете (1924—25). Обучался живописи в Академиях художеств Лейпцига, Дрездена (1925—26) и Мюнхена (1928). В 1926—30 гг. много путешествовал, при посещении Парижа увлеченно изучал живопись кубистов и фовистов. После недолгого пребывания в Берлине, спасаясь от нацизма, переселился в Париж в 1935 г. Здесь художник сблизился с Кандинским, Мондрианом, Миро, Колдером.
         В годы Второй мировой войны Хартунг записался в Иностранный легион, воевал в Северной Африке. Демобилизовавшись, бежал из оккупированной Франции в 1943 г., укрывался в Испании, был арестован, семь месяцев провел во французском концентрационном лагере. Затем снова поступил в Иностранный легион, был тяжело ранен в ноябре 1944 г. Вернувшись в Париж, в 1946 г. получил французское гражданство, был награжден Военным крестом и Орденом Почетного Легиона.
         После войны Хартунг участвовал в многочисленных выставках, был замечен критикой. Художник подружился с Сулажем, Матье, Ротко, был признан одним из лидеров нефигуративного искусства.
         В 1952 г. в Базельском музее была развернута большая ретроспектива работ Хартунга, в 1956 г. он был избран членом Берлинской Академии изящных искусств, в 1960 г. получил Большую премию по живописи на Венецианской Биеннале. Ретроспективные выставки его работ прошли в Брауншвейге, Турине, Париже, Хьюстоне, Квебеке, Монреале, Нью-Йорке, Кёльне. Он был удостоен Почетного приза Биеннале в Любляне (1967), Большой художественной премии Парижа (1970).
         В семидесятые и восьмидесятые годы многочисленные выставки Хартунга с успехом прошли в различных странах Европы. Известное швейцарское издательство «Скира» выпустило альбом «Незамеченный мир глазами Ханса Хартунга» с репродукциями его фотографий и текстом французского поэта Жана Тардьё.
         В 1977 г. Хартунг был избран в Академию изящных искусств Института Франции. Выставка его гравюр и литографий была организована в Париже Центром Помпиду. Он первым получил от правительства Австрии Премию Кокошки (1981), в Государственной художественной галерее Мюнхена был открыт его постоянный зал. Такой же зал был открыт в 1984 г. в Дармштадте, Хартунг получил в ФРГ Большой крест за заслуги.
         К 1938 г. сложился стиль Хартунга, в котором основным формообразующим элементом является красочное пятно с его тональными модуляциями. В живописных полотнах и пастелях 1940-х гг. преобладает черный цвет; широко прописанные поверхности рассекаются моментальными росчерками, напоминающими осцилляции сейсмографа. В работах 1950-х гг. пучки черных вертикалей, нанесенные энергичным повелительным жестом, пересекаются быстрыми пробегами горизонтальных мазков («Т1954-20», 1954). Эффект молниеносной, бравурной скорописи усиливается в некоторых полотнах яркими проблесками контрастного цветного фона («1956-9», 1956). Жидкая краска (акрил, масло, разбавленное бензином) с большой точностью запечатлевает движение руки художника, степень нажима кисти, короткие удары, мгновенные взмахи или длительные скольжения по холсту. Хартунг, понимавший живопись как «действие на холсте», стал предтечей американского абстрактного экспрессионизма и крупнейшей фигурой европейской лирической абстракции — ташизма («Композиция»). Принцип «живописи действия» предопределил поиски новых техник и методов. Граттажи Хартунга (рисунки приемом процарапывания непросохшей красочной массы) отличаются изощренным графизмом («Т1974-Е14», 1974). В полотнах, исхлестанных связками ветвей, брызги краски порождают эффект вихревого движения в бесконечном пространстве. Хартунг занимался также графикой и фотографией.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer