Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Тэнгли Жан » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Тенгли Жан (1925—1991)
Швейцарский скульптор. Представитель направления кинетического искусства. Создавал пространственные конструкции, в которых механизмы имитируют действия человека: приплясывают, машут перьями и тряпичными лоскутами, убегают от зрителя, играют шариками, бьют тарелки, рисуют на бумаге. Конструкции Тенгли движутся в замедленных прерывистых ритмах; ровный ход механизмов прерывается внезапными остановками, толчками, откатами назад и сопровождается разнообразными звуками — скрежетом, шорохами, глухими ударами и щелчками. Урча и задыхаясь, они усердно трудятся над нелепыми или ничтожными задачами, выполняют бесполезную работу, вовлекая в нее все подряд — бытовые предметы, детские игрушки, маски, обрывки растений, клочки тканей. Сизифов труд потешных машин наглядно представляет абсурдность технической цивилизации с ее порочным кругом гонки производства и потребления, угрожающей существованию жизни на Земле.
 
Эпоха, стиль, направление кинетическое искусство
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Жан Тэнгли: Каталог выставки. — Цюрих, 1990.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Жан Тэнгли родился в 1925 г. во Фрибуре. В 1941—45 гг. учился в Школе прикладных искусств в Базеле. В 1952 г. приехал в Париж. Занимаясь абстрактной живописью, пришел к заключению, что поиск формальных комбинаций ничем не ограничен и не имеет единственно верного решения. Вытекающая отсюда идея динамической комбинаторики реализуется им в «нескончаемых картинах». В середине 1950-х гг. Тэнгли создает серии рельефов по мотивам живописи Малевича, Кандинского и Арпа, где вырезанные из металла геометрические элементы приводятся в движение скрытым механизмом («Мета-Малевич», 1954, Музей Ж. Тэнгли, Базель; «Мета-Кандинский III», 1956, частное собрание).
         Ироничные перепевы абстрактной живописи в формах кинетического коллажа сменяются пространственными конструкциями, в которых механизмы имитируют действия человека: приплясывают, машут перьями и тряпичными лоскутами, убегают от зрителя, играют шариками, бьют тарелки, рисуют на бумаге («Колдунья», 1961; «Мета-Матик № 8», 1959, Музей современного искусства, Стокгольм). Конструкции Тэнгли движутся в замедленных прерывистых ритмах; ровный ход механизмов прерывается внезапными остановками, толчками, откатами назад и сопровождается разнообразными звуками — скрежетом, шорохами, глухими ударами и щелчками. Урча и задыхаясь, они усердно трудятся над нелепыми или ничтожными задачами, выполняют бесполезную работу, вовлекая в нее все подряд — бытовые предметы, детские игрушки, маски, обрывки растений, клочки тканей («Метамеханизм (Мета-Эрбин)», 1954; «Нарва», 1961; «Слепая ревность», 1961). Сизифов труд потешных машин наглядно представляет абсурдность технической цивилизации с ее порочным кругом гонки производства и потребления, угрожающей существованию жизни на Земле.
         В начале 1960-х гг. Тэнгли провел ряд акций с саморазрушающимися машинами, самая известная из которых — «Во славу Нью-Йорка», показанная перед зданием Музея современного искусства в Нью-Йорке (1960). Колоссальное нагромождение механических элементов и бытовых вещей при пуске моторов постепенно распадалось и заканчивалось пожаром. Аутодафе машины моделировало грядущую мировую катастрофу, апокалиптический конец самоубийственной цивилизации.
         В 1960 г. Тэнгли вступил в парижское объединение художников «новый реализм», стремившихся к прямому диалогу с современной жизнью и ее реалиями. В период 1960—1970-х гг. он выполняет серию фронтальных конструкций небольшой глубины, где движение разноцветных колес порождает впечатляющие эффекты, родственные приемам пластического театра («Метагармония III», 1981). В фонтанах Тэнгли хитроумная гидравлика одаривает новой жизнью обломки мертвых механизмов (Фонтан Тэнгли, 1977; Фонтан Стравинского, 1982—83). В 1970 г. в сотрудничестве с Ники Сен-Фаль и другими художниками им был начат долгосрочный проект — сложная конструкция в виде циклопической головы, сооруженная в лесу Мийи близ Парижа и разраставшаяся на протяжении многих лет.
         В 1980-х гг. в творчестве Тэнгли усиливаются мрачные интонации. Теме смерти посвящены трехчастные композиции, повторяющие схему алтарных триптихов (« Пляска смерти», 1986—87, частное собрание; «Алтарь малых зверей», 1989, Историко-художественный музей, Фрибур). Искореженные в катастрофах остатки автомобилей, обугленные в пожарах механизмы дополняются лающими черепами животных. Некоторые инсталляции такого типа, выстроенные на обширных постаментах, разрастаются в трагикомические спектакли, где персонажи дергаются и приплясывают под шумы «конкретной музыки» («Ведьмы, или Белоснежка и семь гномов», 1985, частное собрание).
         Расширяя круг культурно-исторических ассоциаций, Тэнгли создает серию «Философы», в которой скрипящие механизмы иронически соотносятся с работой мозга, механикой мыслительных абстракций («Георг Вильгельм Гегель», 1988, частное собрание).
         В своих кинетических конструкциях Тэнгли нашел метафорическую форму для выражения парадоксов технической цивилизации — одушевленность машины и механизация человеческого бытия, угроза гибели и падения в хаос, исходящая от сверхрациональной организации общества.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer