Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Колдер Александр » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Колдер Александр (1898—1976)
Американский скульптор, работавший во Франции и других европейских странах. Один из основоположников направления кинетического искусства. Создавал абстрактные динамические конструкции, так называемые мобили, состоявшие из легких пластинок, прикрепленных к тонким металлическим стержням, при этом пластинки непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Другое направление деятельности Колдера – статичные скульптуры из окрашенного металла, так называемые стабили.
 
Эпоха, стиль, направление кинетическое искусство
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Александр Колдер родился в 1898 г. в Филадельфии в семье известного в США скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Нанет Ледерер Колдер. В 1915—19 гг. обучался в Технологическом институте Стевенса, где получил диплом инженера-механика. В 1922 г. посещал вечерние курсы рисования в Нью-Йорке, в 1923—26 гг. прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе «Арт стьюдентс лиг».
         В 1926 г. Колдер переехал в Париж, где, сблизившись с кругами сюрреалистов и конструктивистов, нашел новую форму скульптуры — фигурки из проволоки. Эти рисунки в пространстве, проникнутые веселым юмором, наделены подвижностью марионеток, поскольку гибкий материал позволяет легко менять позы фигур («Жозефина Бейкер», ок. 1928, Нац. музей современного искусства, Париж). Увлекшись цирком, Колдер создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей («Цирк Колдера», 1926—30, Музей Уитни, Нью-Йорк). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение посредством нитей, проволоки, каучуковых трубок, и автор этой хитроумной игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей.
         При посещении в 1930 г. мастерской Мондриана Колдер открыл для себя заключенный в абстрактном искусстве потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировалось движение небесных тел. С начала 1930-х гг. Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, так называемые мобили («Стальная рыба», 1934). Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором («Маленькое голубое панно», 1936, Нац. музей современного искусства, Париж).
         В дальнейшем Колдер отказывается от механики и находит «естественный» способ динамизации формы путем расчета ее собственного конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов. Легкие пластинки, прикрепленные к тонким металлическим стержням, непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха («Дерево», 1966). Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку («Мобиль Отто», 1952; «Шесть точек над горой», 1956).
         В 1950-е гг. мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма. В их динамике, в неожиданном оживлении то одних, то других элементов проявилось некое театральное начало, особенно эффектное в композициях с изобразительными формами («Рыба с человеческой головой», 1976, частное собрание).
         Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал так называемые стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабили, небольших размеров, имели облик невиданных животных, измышленных фантазией художника. Позднее, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя обширные проемы в виде арочных пролетов («Орел», 1971; «Стегозавр», 1972—73; «Большой красный стабиль (Паук)», 1974). Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно содержат в себе и образы органического мира — фигуры людей, экзотических животных, взлетающих или упавших птиц («Четыре крыла», 1974; «Красная лошадь», 1974). Монументальные стабили Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки («Головы и хвост», 1965, Берлин, площадь перед Новой нац. галереей; «Фламинго», 1974, Чикаго, площадь Федерального центра).
         Разносторонний талант Колдера проявился также в сценографии (оформление балета Марты Грэхэм «Панорама», 1935), в книжной графике, в ювелирном искусстве (украшения с подвижными элементами), в создании картонов для шпалер.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer