Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мур Генри » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мур Генри (1898—1986)
Английский скульптор и график. Художественный метод Мура опирается на широкий спектр искусственных и естественных форм — классической и архаической пластики, менгиров, скал, валунов, подводного и наземного органического мира, костей, раковин, палеонтологических ископаемых. Впечатляющие образы созданы Муром в сериях рисунков, посвященным лондонскому метро и жизни шахтеров.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Генри Мур: Человеческое измерение: Каталог выставки. Лондон, 1991.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Генри Мур родился в 1986 г. в Каслфорде (Йоркшир) в шахтерской семье. С 17 лет начал преподавать в местной школе. В 1917 г. был призван в действующую армию и в боях при Камбре был отравлен газами. В 1919 г. поступил в Художественный колледж Лидса, где специально для него был открыт класс скульптуры. В 1921—24 гг. обучался в Королевском колледже искусств в Лондоне, в 1924—31 гг. преподавал там же. В 1932—39 гг. возглавлял скульптурное отделение Школы искусств в Челси.
         Творческая ориентация Мура определилась уже в студенческие годы. В Британском музее он открывает для себя художественные миры древности — первобытное искусство, скульптуру Месопотамии и Египта, Киклад и архаической Греции, Африки, древней Мексики и Индии. В 1925 г. на стипендию Королевского колледжа Мур едет в Париж и совершает путешествие по Италии, посетив Рим, Флоренцию, Пизу, Сиену, Ассизи, Падую, Равенну, Венецию. Музеи и памятники континентальной Европы расширили его представления об исторических стилях, а увлечение парижского авангарда «примитивом» укрепило веру в правильность избранного пути.
         В ранних работах Мур сознательно подражал канонам искусства Африки, Индии, Древней Америки, итальянского Проторенессанса («Голова девушки», 1922, Художественная галерея, Манчестер; «Материнство», 1924, Художественная галерея, Лидс).
         В 1940 г. Мур приобрел старый фермерский дом с земельным участком Хоглендз в деревне Перри Грин, на границе графств Хертфордшир и Эссекс. Хоглендз стал местом его постоянного жительства. Здесь он постепенно выстроил несколько мастерских, а в саду и на близлежащих территориях установил свои скульптуры. Он работал в разных техниках и разными приемами — прямой рубкой в дереве и камне, в бронзовых, свинцовых и бетонных отливках, иногда делая несколько экземпляров, чтобы разместить их в разных ландшафтах. Его скульптуры, органично врастающие в природную и городскую среду, открытые окружающему пространству, ознаменовали возрождение монументальной пластики («Полулежащая фигура: Ангелы», «Большая стоящая фигура: Лезвие ножа», «Двойной овал»). В искусстве Мура формосозидание мыслится как непрерывный процесс, уходящий корнями в глубины истории Земли и развивающийся в человеческом творчестве; сознательная деятельность человека лишь продолжает стихийное творчество природы. В «абстрактных» скульптурах Мура не только угадываются затаившийся в них «свернутый» образ, но и сами формы обкатанных водами и ветрами каменных глыб, застывшей лавы, сквозных проемов, вдавленных отпечатков воспроизводят натуру, ее загадочные следы и силовые напряжения («Большой торс»; «Бабочка», ок. 1985; «Мать и дитя»). В бронзовой группе «Король и королева» (1953—55) тонкие фигуры с вогнутыми формами и дырами глазниц ассоциируются одновременно и с выветренными скалами, и с изваяниями древних цивилизаций, вызывая представление о непрерывном потоке творческих сил, уходящих вглубь человеческой истории и истории планеты.
         В 1940 г. Мур приобрел старый фермерский дом с земельным участком Хоглендз в деревне Перри Грин, на границе графств Хертфордшир и Эссекс. Хоглендз стал местом его постоянного жительства. Здесь он постепенно выстроил несколько мастерских, а в саду и на близлежащих территориях установил свои скульптуры. Он работал в разных техниках и разными приемами — прямой рубкой в дереве и камне, в бронзовых, свинцовых и бетонных отливках, иногда делая несколько экземпляров, чтобы разместить их в разных ландшафтах. Его скульптуры, органично врастающие в природную и городскую среду, открытые окружающему пространству, ознаменовали возрождение монументальной пластики («Большая арка», «Одетая полулежащая женщина», «Полулежащая фигура: Ангелы»).
         В 1943—44 гг. для церкви Св. Матфея в Нортхемптоне Мур создал статую Мадонны с Младенцем, в которой, стремясь к восстановлению прерванной традиции церковного искусства, опираясь на формы романской пластики, выразил идею вечности в мощных, незыблемых каменных массах.
         В «Семейной группе» (1948—49) фигуры мужчины, женщины и ребенка связаны сложными пластическими отношениями, и камерный сюжет обретает монументальность в могучих, монолитных формах. Эта группа, первоначально предназначавшаяся для двора спроектированной Гропиусом экспериментальной школы близ Кембриджа, была затем повторена в пяти экземплярах, которые расположились, в частности, перед Музеем современного искусства в Нью-Йорке, в галерее Тейт, в саду загородного дома Нельсона Рокфеллера. Выполняя копии, Мур стремился обеспечить своим скульптурам разный контекст, поскольку их «геологические» формы не только естественно вписываются в ландшафт, но притягивают к себе природное окружение, образуя с ним всякий раз новое, неповторимое единство.
         Мотив лежащей фигуры разрабатывался Муром в разных вариантах — от компактных, плотно сомкнутых объемов каменного блока до полуабстрактных, свободно текущих форм, реализованных в свинце, бронзе или дереве («Одетая полулежащая мать и дитя»). В работах второго типа естественные просветы, образуемые сгибами рук и ног, дополняются округлыми отверстиями в корпусе, благодаря чему возникают «решетчатые» структуры, в которых формы человеческого тела сближаются с переплетениями стеблей и ветвей, скелетными останками, потеками вязких жидкостей, гибкой морской фауной. Пейзажный характер таких фигур ярко проявляется в естественном ландшафте, где световоздушные потоки свободно циркулируют в сквозных, «продырявленных» формах («Полулежащая фигура», 1951; «Большая полулежащая фигура»).
         Пластическая тема фигуры, пронзающей пространство, развивается Муром в сдвоенных формах, внутренней и внешней. К этой группе скульптур относится возникшая в период войны серия «Шлемов», где внешняя форма уподобляется панцирю, рыцарским доспехам, скрывающим грозный лик воителя («Голова-шлем № 3», 1960). В дальнейшем мотив ядра-оболочки разрабатывается в плане живой органики: внешняя мембрана с обширными окнами бережно объемлет хрупкую форму, вызывая ассоциации с бутоном, растительной почкой, коконом, раковиной, скрывающей тело моллюска («Внутренняя и внешняя вертикальные формы», 1982).
         В «разорванных» фигурах Мур максимально приближается к первозданным формам ландшафта и древних мегалитических сооружений («Двухчастная полулежащая фигура»). Это решение было найдено им путем расчленения лежащей фигуры на отдельные блоки: изобразительный мотив разрушался, но при этом обломки объединялись в группы, связанные силами взаимного притяжения, взаимотяготения острых выпуклостей и пустот («Трехчастная полулежащая фигура»). К этим расщепленным формам примыкают скульптуры мощных объемов, стоящие без пьедестала и уподобленные выветренным каменистым хребтам, валунам, обнажившемуся остову земли («Две крупные формы»).
         К числу наиболее известных монументов Мура относятся «Полулежащая фигура» перед зданием ЮНЕСКО в Париже (1957—58), «Энергия атома» в кампусе Чикагского университета (1964—66), композиция «Холмистые арки» перед церковью Карлскирхе в Вене (1973).
         В рисунках Мура проявилось не только присущее скульптору видение пластических качеств, но и мастерство незаурядного графика. В серии зарисовок лондонского метро и бомбоубежищ военного времени (1941) художник создал впечатляющие образы людских масс, загнанных в узкие тоннели, сгрудившихся в беспомощных позах, обреченных на пассивное пребывание в адском мраке подземелья. Рисунки, выполненные в смешанной технике (цветные карандаши, мел, тушь, акварель), отличаются красотой колорита и фактуры, тонкой моделировкой светлых, почти прозрачных фигур. В серии, посвященной шахтерам (1942), фигуры рабочих также уподобляются теням, блуждающим в темноте преисподней.
         Достижения скульптора получили широкое общественное признание, он был удостоен многих почетных званий и наград. Еще при его жизни, в 1977 г., в Мач Хэдхэме был основан фонд Генри Мура, собравший значительную коллекцию его произведений.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer