Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ц » Цадкин Осип » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Цадкин Осип (1890—1967)
Французский скульптор и график, по происхождению русский. В творчестве Цадкина нашли отражение художественные приемы и идеи многих направлений искусства XX столетия: кубизма, примитивизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма, в зависимости от тех задач, которые он ставил перед собой, ибо главная его цель — создание яркого выразительного образа.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Осип Цадкин родился в 1967 г. в Смоленске в семье преподавателя древних языков. Художественная одаренность Цадкина проявилась в раннем детстве: он хорошо рисовал, обладал прекрасным музыкальным слухом, играл на скрипке. В 1906—08 гг. работал и учился в Лондоне, посещал вечерние занятия в Политехнической школе, в 1908 г. — курсы в Школе искусств и ремесел. С 1909 г. Цадкин живет в Париже; поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую Энжельбера, принимает участие в выставках, знакомится с Аполлинером, Пикассо, Липшицем, Бранкузи, Архипенко, Модильяни и др.
         В 1915 г. художник вступает добровольцем во французскую армию, работает санитаром, в 1916 г., после отравления газами, попадает в госпиталь. В 1918 г., не долечившись, возвращается в Париж «без гроша, больной, раздавленный морально и физически» (Цадкин).
         Цадкин относится к плеяде выдающихся скульпторов-евреев, стоявших у истоков беспредметной скульптуры XX в. В начале 1920-х гг. Цадкин нашел свою индивидуальную манеру, близкую к кубизму. Мастер использует открытия кубистов в трактовке пространства, нередко обращается к сходным темам («Аккордеонист», 1918; «Музыкальное трио», 1928). Первые зрелые произведения Цадкина демонстрируют, с одной стороны, тягу к монолитным, нерасчлененным, иногда грубым формам, с другой — к изысканной игре контрастных объемов («Концерт», ок. 1926; «Арлекин», ок. 1928). В отличие от многих скульпторов XX в., принципиальных сторонников чисто формальных исканий, Цадкин выступал за одухотворенную форму, считал, что художник обязан «нести весть» людям, это стремление придает его творчеству особую экспрессивность и силу воздействия («Стоящая женская фигура», ок. 1910—25; «Венера», ок. 1922—24).
         С середины 1930-х гг. стиль произведений Цадкина изменился. Исчезли монолитность, игра выпуклостей и впадин, появились расчлененность форм и многообразие силуэта, рваные объемы, иногда даже потерявшие пластический характер, — все это создает впечатление нарастающей взволнованности, тревоги художника. Новые тенденции проявились в большой деревянной статуе «Вестника» (1937), созданной для одного из павильонов Всемирной выставки в Париже.
         В годы Второй мировой войны Цадкин живет и работает в США (1939—45). В его искусство входит война с ее жестокостью и насилием. Тяжелые годы оккупации Франции нашли отражение в статуе «Пленница» (1943, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Главным антивоенным произведением Цадкина, одним из лучших памятников жертвам войны, стала статуя «Разрушенный город» (1947—53), сооруженная в память об уничтожении Роттердама немцами в 1941 г. Идея гибели, разрушения воплотилась в фигуре человека, из груди которого вырвано сердце. Рваный силуэт, изломы поднятых к небесам рук, пробоина в груди на фоне неба придают образу пронзительную силу.
         Возвращение в Париж в 1945 г. вдохнуло в художника новую энергию и жажду творчества. Конец 1940-х — 1960-е гг. — один из наиболее плодотворных периодов в жизни мастера. Меняется и его самоощущение, отступает тоска, рождается надежда. Уже в 1944 г. в предчувствии победы он создает скульптуру «Феникс» (Государственный музей, Амстердам): сказочная птица, сгорающая в огне и воскресающая из пепла, — символ вечной жизни и надежды.
         Тема творчества в широком смысле — одна из главных тем искусства Цадкина. Мастер создает ряд статуй Орфея. «Орфей» — это и певец, играющий на лире, и музыка природы: в струящихся прядях волос, в волнистых складках одежды — шелест листвы, в изгибе торса — колыхание ветвей. В статуе «Орфей» (1948) в верхней части торса оставлен просвет, заполненный струнами, образующими подобие лиры: певец и лира образуют единое целое. Поэт не отгорожен от мира, от жизни, которая свободно «протекает», струится сквозь него.
         Творчество Цадкина, его мировосприятие метафорично — отсюда тяга к мифологии. Пространство мифа безгранично: оно не замыкается границами места и времени, отражая вечные истины и понятия. «Я преобразую формы тела, чтобы изображения легендарных героев мифа стали самодостаточными, чтобы не нуждались во внешних атрибутах; лира становится частью Орфея, огонь — частью Прометея» (Цадкин).
         В 1956 г. Цадкина захватил трагический образ великого живописца Винсента ван Гога. Он выполняет несколько портретов художника («Ван Гог с палитрой», 1956), памятник Ван Гогу (Модель памятника Ван Гогу) в Овер-сюр-Уаз (1956), а также Памятник братьям Ван Гог в Зюндерте (1963—64).
         В творчестве Цадкина нашли отражение художественные приемы и идеи многих направлений искусства XX столетия: кубизма, примитивизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма, в зависимости от тех задач, которые он ставил перед собой, ибо главная его цель — создание яркого выразительного образа («Стоящая одетая фигура», ок. 1935; «Композитор», ок. 1936).
         В 1950 г. Цадкин отмечен Гран-при на Международной биеннале в Венеции; начиная с 1910 г. его работы почти ежегодно экспонируются не только во Франции, но и в Италии, Великобритании, Греции, Голландии, США, Японии, Канаде и других странах. В течение многих лет мастер преподавал в Академии Гран-Шомьер в Париже (с 1945). Командор ордена Почетного легиона (1966).

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer