Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » A » Архипенко Александр » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Архипенко Александр (1887—1964)
Французский и американский скульптор и живописец украинского происхождения. Принадлежал к кубизму.
 
Эпоха, стиль, направление кубизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006.



         Александр Порфирьевич Архипенко родился в 1887 г. в Киеве в семье профессора. В 1902—05 гг. обучался в художественной школе в Киеве, откуда был исключен за критику академической системы преподавания. В 1906 г. переехал в Москву, в 1908 г. — в Париж, где недолго обучался в Школе изящных искусств. В Лувре внимательно изучал древневосточную и средневековую скульптуру. Увлечение архаикой сказалось в его фигурах конца 1900-х – начала 1910-х гг. («Сюзанна», 1909; «Сидящая обнаженная (Черный торс)», 1909—11).
         В 1910-е гг. Архипенко разрабатывал принципы трехмерного кубизма, основанного на геометрическом упрощении и динамических контрастах форм («Борьба (Боксеры)», 1914; «Гондольер», 1914). В итоге пришел к беспредметному искусству, экспериментируя с разными материалами (включая прозрачные – стекло и целлулоид) («Стоящая женщина II», 1914; « Голубая танцовщица», 1913—18; «Женщина с веером II», 1915). Фигуры Архипенко формируются пересечениями мощных геометрических объемов, иногда дополненных полихромией («Карусель Пьеро», 1913; «В кафе (Женщина с чашкой)», 1915). Архипенко работал и приемом сборки конструкций из различных материалов — обломков дерева, окрашенной жести, стеклянных осколков, обрывков клеенки, переняв этот метод у ПикассоМедрано II», 1913—14). Одним из первых начал использовать экспрессивные возможности «нулевой» формы – таковой является пустота между поднятой рукой и волосами в «Женщине, расчесывающей волосы», 1915.
         В период Первой мировой войны Архипенко жил в окрестностях Ниццы. Скульптор нашел новую форму сочетания живописи и скульптуры, сочетая картинные фон и обрамление с крупным рельефом и полихромией. В 1921—23 гг. Архипенко жил в Берлине, где занимался преподаванием. После выставочного тура по городам Европы Архипенко переехал в 1923 г. в США. В Нью-Йорке он открыл собственную школу скульптуры, которую возглавлял до конца жизни. Американский период в его творчестве был менее плодотворным, чем европейский, хотя и отмечен рядом экспериментальных начинаний.
         Утверждая принципы кинетического искусства, в 1927 г. запатентовал механизм, создающий иллюзию движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом. Эти иллюзии он называл «архипентурой». В 1940-е гг. создал серию «светомодуляторов» – полупрозрачных, освещаемых изнутри арт-объектов из плексигласа. Наряду с этим не раз в эти десятилетия обращался и к традиционной манере, в том числе к историческим портретам-олицетворениям (князя Владимира Святого, Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко).
         С 1920-х гг. вел педагогическую деятельность, читал лекции. В последние годы плодотворно работал в области монументальной скульптуры и цветной литографии.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer