Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Барлах Эрнст » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Барлах Эрнст (1870—1938 )
Немецкий скульптор, график, драматург.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Эрнст Барлах. Скульптура. Графика: Каталог выставки. — М., 1970; Маркин Ю. П. Эрнст Барлах. Пластические произведения. — М., 1976.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006.



         Эрнст Барлах родился в 1870 г. в Веделе (Гольштейн). Обучался скульптуре в Художественно-промышленном училище в Гамбурге (1888—91), затем в дрезденской Академии художеств у Роберта Дица (1891—95). В 1895—96 и в 1897 гг. посетил Париж, где недолгое время занимался в Академии Жюлиана. Ранние работы, созданные в Гамбурге, Берлине и Веделе, отмечены печатью символизма и декоративности стиля модерн.
         В 1906 г. Барлах совершил поездку в Россию, которая сыграла важную роль в его творческом самоопределении. Кряжистые фигуры и широкие жесты людей из простонародья, обитателей степных просторов южной России, подсказали ему новый пластический язык. В скульптурах, созданных по этим впечатлениям, формы обобщаются и внутренние состояния людей передаются лаконичными объемами с четко прочерченными силуэтами. Царственно-самоуверенная поза грузной женщины, опирающейся руками на широко расставленные колени, вписывается в форму купола (Сидящая женщина, 1907, Дом-мастерская Барлаха, Гюстров), а наклон нищенки с тянущейся за подаянием рукой очерчивается пружинистой параболой («Русская нищенка II», 1907).
         В 1909 г. Барлах посетил Италию. В следующем году он переехал в мекленбургский городок Гюстров, который стал местом его пожизненного обитания. В период 1910-х гг. завершается становление творческой программы мастера, определившей его роль в направлении экспрессионизма. В драме «Мертвый день» (1911) и иллюстрациях к ней предстают отвлеченные от конкретной реальности персоны, охваченные сильными страстями и пребывающие в экзистенциальных состояниях. Эмоциональные сгустки в скульптурных произведениях также являют кульминационные моменты на жизненном пути человека. Фигуры, представленные в момент ярости, протеста, гнева, ужаса, решимости или покорности судьбе, изолированы от сюжетного контекста, их аффекты не мотивированы внешними обстоятельствами и потому символизируют земной удел человека, ведущего в одиночестве свою борьбу («Мститель», 1914). Динамика фигур проявляется в напряженных соотношениях крупных объемов, в тугих натяжениях и резких сломах драпировок.
         События Первой мировой войны и ее губительные последствия для Германии отозвались в творчестве Барлаха усилением драматического начала. В рельефных композициях «Жизнь и смерть» (1916—17, Дом-мастерская Барлаха, Гюстров) и «Переход» («Потрясенные», 1917, частное собрание) современные сюжеты военных бедствий включаются в тематический и стилистический контекст средневековой традиции, и тема смертного часа, перехода в потусторонний мир обретает трагический накал.
         В период 1920-х гг. Барлах, ощущавший внутреннее родство своего метода с приемами средневековых мастеров, целенаправленно обращается к национальному художественному наследию. Он много путешествует по Германии, внимательно изучает памятники Нюрнберга, Магдебурга, Бамберга, Вюрцбурга, Любека, Наумбурга, Страсбурга. Старинные традиции резьбы по дереву претворяются им в скульптуре «Моисей» (1919, Дом-музей Барлаха, Гамбург), где компактный вертикальный объем подчинен форме древесного ствола. В это время Барлах много занимается графикой, достигая высокой выразительности в предпочитаемой экспрессионистами технике ксилографии, с ее обобщенными формами и яркими светотеневыми эффектами («Нищий», ок. 1915; «Проклятие», 1922). В скульптурных группах по мотивам средневековой иконографии Барлах продолжает разрабатывать тему вечных состояний и неизбывных ситуаций человеческого бытия («Поцелуй», 1929). Фигуры, облаченные в длинные рубашки-балахоны, отличаются компактностью монолитных объемов, простотой силуэтной линии, а движение выявляется не волнением драпировок, а чередованием упругих натяжений и свободных провисаний тканевых покровов. В статуе «Парящий Бог-Отец» (1922, Дом-мастерская Барлаха, Гюстров) переломы складок порождают впечатление мощных толчков, направляющих полет фигуры, а в ракурсе спереди движение замирает, и вытянутые вперед руки Саваофа простираются к зрителю в благословляющем жесте.
         К этому периоду творческого расцвета мастера относятся его лучшие монументальные работы. В 1927 г. по заказу муниципалитета Гюстрова в память о жертвах мировой войны был создан монумент «Парящий ангел». Горизонтальная статуя подвешена на цепях в интерьере гюстровского собора XIV в., над решеткой, некогда ограждавшей купель. Фигура ангела с прижатыми к груди руками и устремленной вперед головой уподоблена птице, несущейся со сложенными крыльями, одновременно разрезающей пространство и недвижно зависающей в нем. В следующем году появился монумент «Воитель духа», установленный перед университетской церковью города Киля. В фигуре ангела с мечом, попирающего зверя, заимствования из средневековой иконографии служат выражению пацифистских идей и представлений о вековечной борьбе добра и зла. В 1929 г. в Магдебурге был установлен памятник погибшим в войне жителям города. Помещенный в нише готического собора Св. Мауриция и Анны, он решен по образцу средневековых пристенных надгробий.
         Период 1930-х гг. стал для Барлаха временем суровых испытаний. Травля его как пацифиста и «дегенеративного» художника началась еще до прихода нацистов к власти. Сгущающаяся атмосфера враждебности и подозрительности вынудила скульптора к «внутренней эмиграции», к замкнутому существованию в Гюстрове и близлежащем Хайдберге, где находилась его мастерская. Его крупнейшее создание 1930-х — «Фриз внемлющих», задуманный как монументальный ансамбль, но так и оставшийся в виде ряда свободно стоящих статуй (1930—35, Дом-музей Барлаха, Гамбург). Здесь христианское миросозерцание противопоставляется Барлахом разгулу зла, воцарившемуся в реальности фашистской Германии.
         Его магдебургский памятник был удален из собора, а гюстровский «Парящий ангел» снят и переплавлен на снаряды. Около 380 работ Барлаха подверглись конфискации и шельмованию в ходе кампании против «выродившегося искусства», а самому мастеру было запрещено заниматься профессиональной деятельностью.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer