Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Брынкуши Константин » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Брынкуши Константин (1876—1957)
Румынский скульптор-абстракционист, представитель парижской школы. На протяжении всего творческого пути Бранкузи работал над несколькими циклами и создавал реплики одной и той же композиции в разных материалах (дерево, мрамор, бронза), меняя лишь детали, масштаб и постаменты. Среди излюбленных тем Бранкузи — абстрактные женские портреты, эротика, персонажи сказок и античной мифологии, библейские сюжеты, анималистика. Творчество Бранкузи вошло в сокровищницу художественного опыта XX века. Затворник по натуре, скульптор не имел учеников или прямых последователей, однако его самобытность и смелые искания во многом определили облик современной скульптуры.
 
Эпоха, стиль, направление абстракционизм, парижская школа
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1 — М.: Белый город, 2006.



         Константин Брынкуши родился в 1876 г. в Хобице (Румыния) в крестьянской семье. В детстве обучался ремеслам бочара, столяра, красильщика. В 11-летнем возрасте покинул дом и жил случайными заработками. В 1894—98 гг. обучался в Школе искусств и ремесел Крайовы, в мастерской резьбы по дереву. В 1898—1902 гг. учился скульптуре в Академии художеств в Бухаресте. В 1904 г. отправился в Париж, проделав большую часть пути пешком. Здесь продолжил обучение в Школе изящных искусств (1905—07), затем в течение месяца практиковался в мастерской Родена. Начал выставляться на парижских салонах с 1906 г.
         Ранние работы — мягко моделированные детские и юношеские бюсты, головы отмечены влиянием символизма и пластики Родена («Гордость», 1905, Музей искусств, Крайова).
         Покинув мастерскую Родена, Брынкуши сразу направился по противоположному пути, приступив к работе приемом «тай директ» (прямой рубки), т. е. непосредственного высекания формы из твердого материала. Первой такой работой (впоследствии художник сделал несколько ее версий) стала скульптурная группа «Поцелуй» (1907—08) — прямой антипод одноименной статуе Родена. Две слившиеся в объятиях полуфигуры, выступающие из прямоугольного каменного блока, напоминают древних идолов.
         В выборе собственного пути Брынкуши опирался как на близкие ему каноны крестьянской резьбы по дереву, так и на традиционные архетипы в искусстве Африки, Древнего Египта, доколумбовой Америки, Передней и Центральной Азии. Лаконичные формы архаики и «примитивов» направляли его личные поиски внутренней, «сущностной» формы, скрытой за поверхностью случайных феноменов. Сакральное содержание искусства, тесно связанного с магическими обрядами, мифологическими и религиозными верованиями, также служило ориентиром скульптору, склонявшемуся в своих воззрениях к платонизму. «Простота, — говорил он, — это разрешение сложности».
         Всю свою жизнь Брынкуши работал всего над несколькими мотивами, варьируя их в бесчисленных версиях и разных материалах — сидящей птицы, рыбы, лежащей человеческой головы, склоненного бюста. Последовательно упрощая объемы, сглаживая выступающие детали, он приходит к идеальным, первичным формам яйца, эмбриона, чечевичного семени, древесного ствола, обточенной гальки. При всей геометризации в них всегда сохраняется органика натурного прототипа. Яйцевидные головы «Спящих муз», лежащие прямо на цоколях, неуловимо меняют выражение в зависимости от материала и приемов его обработки — мрамор, полированная или патинированная бронза. Мотив птицы, почерпнутый в румынском фольклоре и деревянной пластике, развивался в течение нескольких десятилетий, эволюционируя от натуроподобных форм к формам амфоры, веретена, острого листа, рога, распростертого крыла («Маястра», 1911; «Птица в пространстве», 1923; «Петух», 1924; «Птенец», 1928). Из выполненного в 1913 г. портрета «Мадемуазель Погани» вырастает большая серия изогнутых форм, напоминающих позу эмбриона («Торс молодой женщины», 1922—46). В стремлении к безупречной чистоте формы Брынкуши тщательно шлифовал поверхности мрамора и бронзы, извлекая из материала дополнительные эффекты. Бронзовые скульптуры, отполированные до зеркального блеска, обретают свойства излучающих тел, в окружающем их сиянии растворяется материальный объем. Световая аура обогащает метафорическими обертонами древний символ «мирового яйца» в сериях «Спящих муз», «Прометея», «Новорожденных», «Начала мира», где выпуклые блестящие поверхности вбирают в себя отражения окружающей среды. Свернутая форма трактуется как зачаточное ядро, порождающее все многообразие универсума. Собственноручные фотографии Брынкуши, сделанные при специальном освещении, показывают, что и в мраморных фигурах он стремился дематериализовать форму, включив ее в игру света и тени.
         Брынкуши много работал в дереве, привнося в профессиональное искусство технику, формальные приемы и образные мотивы крестьянского ремесла — резных наличников и ворот, столярной мебели, консолей, утвари, надгробных памятников. Вырезанные им деревянные цоколи и подставки для скульптур отличаются богатством форм и выгодно оттеняют качества «благородных» материалов. Из народной резьбы по дереву заимствована и форма «Бесконечной колонны», в виде надстраивающихся балясин, над которой Брынкуши работал с 1918, замышляя ее как уходящий в небеса обелиск.
         Бесконечная колонна вошла в мемориальный ансамбль в Тыргу Жиу, посвященный памяти защитников города в Первой мировой войне (1937—38). Три части мемориала располагаются на одной оси протяженностью в полтора километра. Круглый «Стол молчания», составленный из двух каменных плит с окружающими их двенадцатью табуретами, размещен в парковой зоне. Начинающаяся от него аллея подводит пунктирным ритмом скамей к «Вратам поцелуя» — своего рода триумфальной арке, чьи мощные прямоугольные блоки претворяют в архитектурную форму сюжет ранней скульптуры мастера. На выходе из парка ось продолжается «Аллеей героев», в перспективе которой открывается Бесконечная колонна. Ее тонкая вертикаль, составленная из семнадцати звеньев, взмывает вверх, наподобие натянутой веревки, связующей землю и небо.
         Незадолго до смерти, в 1956 г., Брынкуши завещал свою мастерскую государству Франции. В 1997 г. ее содержимое — произведения мастера, созданная его руками мебель, детали оформления — было открыто для обозрения как составная часть Национального музея современного искусства в центре Помпиду. Мастерская Брынкуши, в которой скульптуры, постаменты, произведения прикладного искусства объединяются в композиционные группы с характерным освещением, является интересным образцом синтеза искусств.
         Брынкуши, вдохновлявшийся спиритуалистическими идеями, стремился передать в пластике разлитое в мире духовное начало. Однако чистые линии и гладкие поверхности его скульптур позднее получили иную оценку — как декор, идеально соответствующий архитектуре из стали и стекла, как предвестие направления минимализма.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer