Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Джакометти Альберто » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Джакометти Альберто (1901—1966)
Швейцарский скульптор, живописец и график, представитель парижской школы. Один из крупнейших мастеров XX века.
 
Эпоха, стиль, направление парижская школа
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006.




         Альберто Джакометти родился в 1901 г. в Стампе в семье художника Джованни Джакометти. С детства занимался лепкой и живописью. В 1919—20 гг. обучался в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремесел по классу скульптуры. В 1920 и 1921 гг. побывал в Италии, познакомившись не только с классикой итальянского искусства, но и с памятниками Древнего Рима, с древнеегипетскими коллекциями. С начала 1922 г. обосновался в Париже, где до 1925 г. посещал мастерскую Бурделя в Академии «Гранд Шомьер». Летние месяцы регулярно проводил в Швейцарии, в родительском доме в Стампе и в близлежащей Малодже.
         Ранние работы Джакометти, как в живописи, так и в скульптуре, выдержаны в реалистическом ключе. В Париже под влиянием новейших направлений его стиль резко меняется, в скульптуре появляются кубистические формы, конструкции наподобие объемных коллажей («Мужчина и женщина», 1926—27). В ряде работ отразилось увлечение художника искусством Африки, Океании, древней Америки, кикладскими идолами («Голова», 1926; «Женщина-ложка», 1926).
         В конце 1920 — начале 1930-х гг. Джакометти сблизился с кругами журнала «Докюман», с группировкой сюрреалистов, до 1934 г. участвовал в деятельности этого объединения. В скульптуре сюрреалистического периода формы упрощаются, приближаясь к абстракции, объемы обретают автономность вещественных объектов. В серии так называемых плоских скульптур человеческое лицо, женская фигура обозначаются слабыми углублениями на бронзовых и мраморных плитах, так что игра мягкой светотени порождает впечатление ускользающего, слепленного из туманных сгустков образа («Женщина», 1928; «Мужчина», 1927—28; «Стоящий человек», 1929—30). В поисках «ирреальных», прозрачных форм Джакометти обращается к решетчатым структурам, «скелетам в пространстве» («Человек», 1929; «Полулежащая женщина, предающаяся грезам», 1929). Приемом гравировки по массивному блоку также достигается эффект призрачного, скользящего образа — контуры ладони, крадущейся по мраморному объему в «Ласке» («Несмотря на руки», 1932, Нац. музей современного искусства, Париж), автопортретный рисунок, процарапанный на одной из сторон бронзового многогранника под названием «Куб» (1933—34, Кунстхауз, Цюрих). В знаменитой конструкции «Подвешенный шарик» (1930—31, частное собрание) сферический объем с выемкой, раскачиваясь на нити, касается серповидной формы, вызывая у зрителя острые осязательные ощущения. Одно из нововведений сюрреалистического периода в творчестве Джакометти — распластанные, стелющиеся по горизонтали скульптуры («Женщина с перерезанным горлом», 1932). Фигуры словно вжимаются в пьедестал, убегая от взгляда, привычно нацеленного на вертикальный подъем скульптурной формы.
         В 1934 г. Джакометти порвал с кружком сюрреалистов, обратившись к изобразительной традиции. В этом году им создано одно из этапных произведений, в котором художник круто меняет направление поисков, сохраняя в то же время ведущую тему «незримого», витающего над материальным объемом образа — «Невидимый объект» («Руки, держащие пустоту», Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен). Сильно вытянутая по вертикали бронзовая фигура девочки вписана в узкую раму, закрепленную на низком пьедестале на колесиках. Ее неустойчивое равновесие парадоксальным образом поддерживается накренившимся сиденьем и наклонной, «падающей» планкой у ног, а руки зависают в воздухе, словно нащупывая отсутствующий предмет.
         С началом оккупации Франции Джакометти отправился в Женеву и вынужден был оставаться в Швейцарии до конца войны. К этому времени относятся бронзовые миниатюры, в которых крошечные фигурки текучих форм вырастают из массивного пьедестала («Человечек на цоколе», 1940—41, частное собрание). В живописных натюрмортах предвоенного и военного периода внимание художника сосредоточено на мелком предмете, затерявшемся в обширном пространстве («Яблоко на буфете», 1937, частное собрание).
         В 1945 г. Джакометти вернулся в Париж и активно включился в художественную жизнь французской столицы. Участие в групповых выставках, персональные ретроспективы, а также дружба с Жаном Полем Сартром и Жаном Жене, посвятившими его творчеству несколько статей, приносят ему известность. В послевоенный период почти сразу складывается устойчивый стиль, определивший творческое лицо мастера и его место в искусстве XX века. В скульптуре он проявляется в сильно вытянутых фигурах, разрезающих пространство наподобие щели. В них найдено идеально точное решение давно занимавшей художника проблемы развоплощения скульптурного образа, дематериализации пластического вещества, перемещения акцента с объема на пустоту. Фигура скульптуры («Сидящая женщина», 1948—50) вычерчивается падающими по вертикали тонкими струйками. Форма, сквозящая множеством просветов, растворяется в окружающей среде. Тонкий силуэт скульптуры («Идущий человек II», 1948) словно с усилием раздвигает плотную пустоту, вонзаясь в нее неровной трещиной. Еще более сильный эффект достигнут в «Человеке, идущем под дождем» (1948, Кунстхауз, Цюрих), где постамент в виде длинной скамьи выкраивает для фигуры значительное пространство, и ее зыбкий, дрожащий контур будто истаивает вдали под пеленой густого дождя.
         Теперь Джакометти работает почти исключительно в бронзе, которая точно воспроизводит «липкие» формы глиняной или гипсовой модели, благодаря чему статуи уподобляются наброску тушью, внедренному в трехмерное пространство. В таких работах выразилось представление художника о хрупкости жизни, ненадежности человеческого существования в чуждом ему мире. Видимо, здесь сказались влияния философии экзистенциализма. Но они наложились на уроки, преподнесенные самой жизнью, — в т.ч. трагедией массовой гибели людей на войне. Тема одиночества, неприкаянности человека в мире развивается и в скульптурных группах, где замкнутые в себе, лишенные общения фигуры уподобляются древесным стволам или покосившимся планкам частокола («Городская площадь: Три фигуры и голова», 1950). В многофигурных композициях Джакометти оптически растягивает реальное пространство приемами совмещения разномасштабных персонажей и деталей, обогащая скульптуру эффектами живописной перспективы и киномонтажа. Мелкие фигурки, вознесенные на высокие постаменты, производят впечатление их удаленности на огромные дистанции («Четыре фигуры на постаменте», 1950—65).
         В зрелые и поздние годы Джакометти особенно много занимался живописью. В излюбленном им жанре портрета модели располагаются строго в фас на разных расстояниях от картинной плоскости. Портретируя своих близких — мать, брата Диего, жену Аннет, — художник изображает их сидящими неподвижно, часто в одной и той же позе и в одном интерьере, но на разной глубине («Диего в мастерской», 1949, галерея Бейелер, Базель; «Мать художника», 1951, Нац. музей современного искусства, Париж).

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer