Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Софийский собор в Киеве . 1017—1037
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994; Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. – Киев, 1989; Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. Т. 2. Памятники Киевского зодчества X- XIII вв. - М.; Л., 1961; Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач. XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции – М.: Наука, 1987; Лившиц Л. Русское искусство X–XVII веков. – М.: Трилистник, 2000; Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – Изд. Второе. – СПб.: Наука, 1996; Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993; Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). СПб.: Наука, 1994; Poppe A. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev // Journal of Medieval History, 1981, 7, p. 15-66.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019—1054).

Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году.

В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «...заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских».

Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов.

В 1950—1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве (Раппопорт П.А. Русская архитектура X—XIII вв. Каталог памятников. — Л., 1982. С. 13.).

Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.

С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг.

Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.

Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.

Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI—XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.

София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны.


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XI в. (первая четверть) XI в. (вторая четверть)
Литература XI в. (первая четверть) XI в. (вторая четверть)
Музыка XI в. (первая четверть) XI в. (вторая четверть)
История XI в. (первая четверть) XI в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer