Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Рокотов, Федор Степанович. Портрет А.Г. Бобринского в детстве. Середина 1760-х гг. ГРМ
Холст, масло. 59,5x47
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Место создания Санкт-Петербург, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. – М.; Пг., 1923; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Изд-во Московского университета, 1994; Иванова Е.Ю. Техника живописи Ф.С. Рокотова по данным технологической экспертизы «Портрета Екатерины II» и «Портрета В.А.Нарышкиной» из собрания Государственного Исторического музея // I научная конференция: Экспертиза произведений изобразительного искусства. 31 мая — 2 июня 1995, Москва: Материалы / Государственная Третьяковская галерея, Объединение «Магнум Арс». – М., 1996; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Кочек О.Я. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. – М., 1963; Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. – М., 1959; Лебедев А. В. Ф.С. Рокотов (Этюды для монографии). – М., 1941; Маркина Л.А. Ф.Рокотов. Из собрания ГТГ. М.: Изобразительное искусство, 1986; Михайлов А.И. К биографии Ф.С. Рокотова // Искусство. 1954. № 6; Молева Н.М. Загадки Рокотова, или Жизнь великого портретиста времен Екатерины. – М., 1994; Сахарова И. Н.Е. Струйский и его связи с Ф.С. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. – М.: Художник РСФСР, 1962. Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. – Л., 1976.
Источники Пелевин Ю.А.


Портрет А. Г. Бобринского поступил в Русский музей как «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» неизвестного художника. На обороте холста сохранилась скрепленная печатью наклейка с записью, что в 1772 году портрет был передан на хранение в камерцалмейстерскую контору из «комнаты Ея императорскаго Величества» Екатерины II.

В 1986 году А. А. Русакова предположительно назвала автором полотна С. Ф. Рокотова (Русакова А.А. Ранний портрет Рокотова // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. — М., 1969. С. 267—274.). По стилистическим и технологическим особенностям полотно следует датировать серединой 1760-х годов. Однако Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I, родившемуся в 1754 году, в это время было около десяти-одиннадцати лет, между тем как ребенку на портрете не более трех лет. К тому же мальчик написан без орденов, которые были пожалованы великому князю через пять дней после рождения. На всех известных детских портретах Павел I представлен с орденскими лентами и орденами. Значит, на портрете изображен не он, а какой-то другой мальчик. Он был настолько близок и дорог Екатерине II, что его изображение висело в ее комнате. Зародилось предположение: Рокотов изобразил Алексея Григорьевича Бобринского, родившегося в 1762 году, — внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова. Сравнение портрета с сохранившимися детскими изображениями А. Г. Бобринского подтвердили эту догадку. (См. Христинек, Карл Людвиг. Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ.)

Дитя любви явилось на свет еще до дворцового переворота, возведшего великую княгиню Екатерину Алексеевну на престол. За два с половиной месяца до начала царствования она тайно родила сына. В ночь родов, рассказывали современники, ее гардеробмейстер В. Г. Шкурин, чтобы отвлечь внимание от происходящего во дворце, поджег собственный дом. Смотреть пожар сбежался весь дворцовый люд во главе с Петром III, незадачливым мужем. После появления младенца Шкурин взял его к себе и несколько лет воспитывал под видом то ли собственного сына, то ли племянника. Впоследствии верный слуга получил высокий чин камергера.

«В 1762—1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского — „привенчать“ (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х — первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие — угасший в конце ХVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то „молодым человеком“, то „маленьким господином“. Только в апреле 1775 г. за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 г. Бобриковской волости в Тульской губ.). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы» (Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998; С. 143.).

В двадцать лет вступив поручиком в Конную гвардию, Бобринский уже знал о своем высоком происхождении. Императрица пожаловала ему герб, в который входили элементы личного герба Екатерины (доставшегося ей от рода Ангальт-Цербстских) и российский двуглавый орел. В 1796 году, в год своей смерти, матушка даровала Алексею Григорьевичу графский титул и чин генерал-майора. Он стал родоначальником славного и знаменитого рода Бобринских, много порадевших на российской государственной ниве. Сохранилось еще одно его живописное изображение — Неизвестный художник. Портрет графа А.Г. Бобринского в маскарадном костюме (Конец 1770-х гг. ГЭ).

Надо заметить, что Алексей Бобринский был не единственным внебрачным ребенком Екатерины II. От Орлова у нее, вероятно, также была дочь Наталья, впоследствии графиня Буксгевден. В июле 1775 года от любовной связи с Г. А. Потемкиным появилась девочка, названная Елизаветой Темкиной. В Третьяковской галерее хранится портрет Е. Г. Темкиной во взрослом возрасте работы В. Л. Боровиковского (1798).


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer