Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Перов, Василий Григорьевич. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. ГТГ
Холст, масло. 71,5 х 89
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Место создания Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление передвижники
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Аленов М. Русское искусство XVIII – начала XX века. – М.: Трилистник, 2000; Архангельская А.И. В.Г. Перов. – М., 1950; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. – М.: Искусство, 1993; Лапунова Н.Ф. В.Г. Перов. – М., 1968; Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979; Собко Н.П. В.Г. Перов. Его жизнь и произведения. – СПб., 1892; Федоров-Давыдов А.А. В.Г. Перов. – [М.], 1934.
Источники Пелевин Ю.А.


Картина «Сельский крестный ход на Пасху» пронизана идеями так называемого критического реализма, расцветшего в пореформенной России. В этот период Перов вслед за разночинскими идеологами был уверен, что главным смыслом и целью искусства является обличение пороков российского общества. В этом контексте чрезвычайно характерен «Сельский крестный ход на Пасхе».

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным.

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. Удачен пейзаж ранней деревенской весны, на фоне которого происходит церковное шествие.

Через год полотно было выставлено перед широкой публикой на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников, и начался общественный скандал. Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».

Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».

Властям же картина показалась возмутительной. Ибо российское начальство, как всегда, очень болезненно относилось к любой критике существующей действительности. Картину сняли с выставки, чтобы убрать подальше, где ее никто бы не увидел. Но вмешался Павел Третьяков. Он успел купить полотно, не взирая на предупреждение, что автор может угодить и в Соловецкий монастырь по обвинению в богохульстве.

Между тем разбирательство шло, как обычно, весьма медленно: только через шесть лет следователи Хамовнического судебного участка запросили Академию художеств о демонстрации безнравственного полотна с пьяным священником. На что Академия резонно отвечала, что «последние шесть лет, картина здесь не выставлялась». Этим все и закончилось. Перов же оставался тверд в своем «критическом направлении» и ответил такими сатирическими картинами, как «Чаепитие в Мытищах» и «Монастырская трапеза» .

Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. Советский искусствовед А.А. Федоров-Давыдов писал по поводу идейного замысла картины: «Будучи антиклерикальной, как и остальные картины Перова на ту же тему, по существу она не была антирелигиозной. В ней разоблачалось духовенство, как слуга самодержавия, показывалась мертвечина официальной религии, но отнюдь не отрицалась религия вообще...».

Живописец действительно в начале 1860-х годов разоблачал нравы российского духовенства, но его картины на евангельские темы в конце 1870-х годов – «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Снятие с креста» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880)  свидетельствуют, что автору не было чуждо религиозное сознание. Правда, поздние религиозные полотна Перова, уступают по своим живописным качествам «Сельскому крестному ходу на Пасху».

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer