Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Ван Эйк Ян (ок. 1390—1441)
Нидерландский живописец. Главный представитель и один из основоположников искусства Раннего Возрождения в Нидерландах. Был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго. Известен как автор знаменитого «Гентского алтаря» — полиптиха в соборе Св. Бавона в Генте. Писал монументальные алтарные композиции, органично включая в них портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Один из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Создал первый в истории европейской живописи парный портрет. Одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Творчество Ван Эйка оказало значительное влияние на развитие европейской живописи.
 
Эпоха, стиль, направление Северное Возрождение
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Егорова К. С. Ян ван Эйк.— М.,1965; Никулин Н. Н. Ян ван Эйк [Альбом].— Л., 1967.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Ян ван Эйк родился около 1390 г. в городе Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. О юношеских годах Ван Эйка известно мало; предположительно, живописи он учился у старшего брата Губерта. К 1422 г., когда имя Ван Эйка впервые упоминается в документах, он был уже известным живописцем, состоявшим на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зеландии и Геннегау, двор которого находился в Гааге. В 1422—24 гг. художник работал над украшением графского замка в Гааге.
         После смерти Иоанна Баварского Ван Эйк, к тому времени пользовавшийся громкой славой, переехал во Фландрию. Весной 1425 г. он был принят на службу к герцогу Бургундскому Филиппу Доброму. На службе у герцога художнику приходилось выполнять, в том числе, «особые» поручения. Так, в 1428—29 гг. вместе с послами Филиппа Ван Эйк находился в Португалии, где участвовал в переговорах о заключении брачного договора между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой. В 1427 г. Ван Эйк посетил Турне, где был с почетом принят местной гильдией живописцев и, вероятно, встречался с Робером Кампеном или видел его картины. Позднее Ван Эйк работал в Лилле и Генте, а с 1431 г. — в Брюгге.
         Концом 1420-х гг. датируется одна из первых дошедших до нас картин Ван Эйка — композиция «Мадонна в церкви».
         Крупнейшим произведением Ван Эйка стал Гентский алтарь, созданный по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, человека богатого и влиятельного, для его капеллы Св. Иоанна Богослова в гентской церкви Св. Иоанна Крестителя. Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, состоящий из двадцати шести картин, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фигур. Высота алтаря в центральной его части достигает трех с половиной метров, ширина в раскрытом виде — пяти метров. Согласно позднейшей надписи на раме, работа над алтарем была начата Хубертом ван Эйком (старшим братом Яна) в 1422 г. и закончена Яном ван Эйком в 1432 г. Вопрос об участии Хуберта ван Эйка в работе над алтарем является спорным: по мнению большинства исследователей, Хуберт мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом алтарь выполнен Яном ван Эйком.
         1430-е годы — период творческого расцвета Ван Эйка. К этому времени он обосновался в Брюгге: купил дом с каменным фасадом и вскоре женился на некоей Маргарете.
         Вершина творчества Ван Эйка — монументальные алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале». Развивая достижения своих предшественников, прежде всего Робера Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение реального мира.
         Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. В его творчестве портрет выделился в самостоятельный жанр («Человек в красном головном уборе»). Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет («Портрет четы Арнольфини»).
         До наших дней дошли только портреты и религиозные картины Ван Эйка, однако в источниках упоминаются также его композиции светского содержания.
         Ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Однако на самом деле он их всего лишь усовершенствовал. Открытый художником рецепт приготовления красок оказался столь удачным, что в скором времени масляная живопись прочно утвердилась в нидерландском искусстве, а впоследствии распространилась по всей Европе, заняв господствующее положение в европейской живописи и сохранив его вплоть до конца XIX в.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
Литература XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
Музыка XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
История XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer