Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Энгр Доминик (1780—1867)
Французский живописец, рисовальщик и музыкант. Представитель французского неоклассицизма, ученик Жака Луи Давида. Энгр — блестящий мастер портретного жанра. Помимо портретов, создавал картины на библейские, мифологические, аллегорические, литературные сюжеты, обращался к мотиву обнаженной натуры. Энгр сделал успешную карьеру: получил официальное признание и титул академика, был награжден орденом Почетного легиона. В течение шести лет был директором Французской академии в Риме, занимаясь, главным образом, административной и преподавательской деятельностью. Энгр — блестящий мастер рисунка; оставил множество карандашных портретов, эскизов и набросков к картинам. Поздние классицистические тенденции в творчестве Энгра оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве. В то же время влияние Энгра испытали некоторые прогрессивные художники XIX века.
 
Эпоха, стиль, направление неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Березина В. Жан Огюст Доминик Энгр.— М., 1977.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в Монтобане, на юге Франции. Первым учителем Энгра был его отец — миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр. В 1791 г. Доминик поступает в Академию Тулузы, где в течение восьми лет обучается живописи и скульптуре. В 1797 г. юноша приезжает в Париж. Там он поступает в мастерскую Жака Луи Давида, под влиянием которого, собственно, и сложились основы искусства Энгра.
         В 1801 г. за картину «Послы Агамемнона в шатре Ахилла» Энгр получает Римскую премию, дававшую право стажировки в Риме. Однако из-за отсутствия финансирования поездка в Италию откладывается. Энгр живет в Париже, зарабатывая на жизнь портретами («Мадам Ривьер», «Мадемуазель Ривьер»). В Салоне 1806 г. выставляются несколько работ Энгра, однако картины получают прохладную оценку официальной критики.
         В 1806 г. Энгр едет в Италию, где остается на долгие годы. В 1806—20 гг. художник живет в Риме, где с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно творчество Рафаэля. В Италии художник продолжает писать портреты («Мадам Девосе», «Жозеф Молтедо»), создает мифологические полотна («Эдип и Сфинкс», «Юпитер и Фетида»), обращается к мотиву обнаженной натуры («Большая купальщица», «Большая одалиска»), разрабатывает литературные сюжеты («Руджьер, освобождающий Анджелику»).
         Произведения Энгра отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играет гибкий, пластически выразительный линейный рисунок.
         В 1813 г. Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Этот брак оказался счастливым, несмотря на то, что жених и невеста были сосватаны заочно и оба дали согласие на брак, не зная друг друга.
         В 1820 г. Энгр переехал во Флоренцию. Главная работа флорентийского периода — алтарная композиция «Обет Людовика XIII», исполненная для собора в Монтобане. Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. Вернувшись в Париж в 1824 г., Энгр выставляет эту композицию в Салоне. Картина приносит художнику первый официальный успех — Энгр становится признанным лидером классической художественной традиции. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком. В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики.
         Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. В 1827 г. он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. В 1830-е гг. Энгр работает над большой религиозной композицией «Мученичество св. Симфориона», заказанной для собора города Отён. Энгр придавал огромное значение этой работе, надеясь, что именно она увековечит его имя. Сохранилось значительное количество эскизов и набросков к этому полотну. Однако произведение, стоившее Энгру огромных усилий, вызвало неоднозначную реакцию критики. В Салоне 1834 г. картину встретили весьма холодно. Вместе с тем во второй парижский период художником были созданы настоящие шедевры портретной живописи («Франсуа Бертен»).
         Сразу после закрытия Салона 1834 г. Энгра назначают директором Французской академии в Риме, где он прожил до 1841 г., занимаясь, главным образом, преподавательской и административной деятельностью. За шесть лет пребывания в Риме Энгр создал всего несколько картин.
         В 1841 г. Энгр возвращается в Париж, где его встречают со всевозможной пышностью и торжественностью.
         В 1849 г. умирает Мадлен, жена Энгра. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»).
         В историю искусства Энгр вошел, прежде всего, как блестящий мастер портрета, хотя сам он считал этот жанр второстепенным и досадовал, что портреты отвлекают его от «настоящего» творчества. В третий парижский период Энгр создает целую серию шедевров портретной живописи («Графиня д’Оссонвиль», «Принцесса де Брогли», «Мадам Муатессье»).
         Возвращаясь к мотиву обнаженной натуры, художник заканчивает полотно «Источник», начатое еще во Флоренции, пишет еще несколько «ню» («Венера Анадиомена», «Турецкая баня»).
         Энгр известен как блестящий рисовальщик («Мадам Бертен»). Сам талантливый скрипач, Энгр был тесно связан с музыкальными кругами Франции и Италии. Художник создал целую галерею портретов своих друзей-музыкантов — Ф. Листа, Ш. Гуно, Н. Паганини и других («Портрет Паганини»).
         Энгр работал до последних дней жизни. Скончался художник 14 января 1867 г. в возрасте 87 лет.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer