Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Фрески Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг.
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. — СПб., 1889; Высотский С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Киев: Наукова думка, 1989; Грабар А. Фрески Апостольского придела Киево-Софийского собора // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. Вып. XII. — Пг., 1918.; Дорофенко И.П. О новом исследовании группового портрета семьи Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988; Кондаков Н.П. О фресках лестниц Киево-Софийского собора // Записки русского археологического общества. Т. 3. Вып. 3/4. — СПб., 1888; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. — М.: Искусство, 1973; Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. — М., 1978; Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. Вып. XII. — Пг., 1918; Нельговський Ю. П. Матерiали до вивчення первiсного вигляду оздоблення iнтер’эра Софiϊ Киϊвськоϊ. // Пiтання исторiϊ архiтектури та будiвельноϊ технiки Украϊни. — Киев, 1959; Радченко А. Д. К вопросу об изображении ипподрома в юго-западной башне Софии Киевской. // // София Киевская (Материалы исследований). — Киев, 1973.
Источники Пелевин Ю.А.


В Софийском соборе наиболее выигрышные места отданы мозаикам, но в количественном отношении превалируют фрески. Заказчиком и мозаичного, и фрескового оформления храма был Ярослав Мудрый.

В. Н. Лазарев, полагая, что Киевский собор строился в два этап, настаивал на следующей хронологии создания мозаик и фресок собора: «Начатый постройкой в 1037 году храм св. Софии был подготовлен к внутренней отделке не ранее 1042 года. Его мозаики должны были быть выполнены между 1043 и 1046 годами, когда состоялось его первое освящение. Этим же временем датируются фрески центрального нефа, трансепта и хоров. Фрески боковых кораблей могли быть написаны несколько позднее, но они должны были быть закончены к 1061 либо 1067 году, когда произошло второе освящение храма. Наконец, фрески обеих башен, крещальни и наружной галереи относятся к еще более позднему времени, так как эти части постройки были возведены на протяжении первой четверти ХII века» (Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. — М.: Искусство, 1973. С. 22).

Мнение о двух периодах строительства Софийского собора, растянутого таким образом чуть ли не на столетие, постепенно пересматривалось, подвергаясь справедливой и аргументированной критике (Логвин Г.Н. София Киевская. — Киев, 1971, С. 9, 45; Логвин Г.Н. Новые наблюдения в Софии Киевской // Культура средневековой Руси. — Л., 1974, С. 154—160; Логвин Г.Н. К истории сооружения Софийского собора в Киеве // Памятники культуры. Новые открытия. — М., 1977. С. 178; Асеев Ю.С. Киевская София и древнерусское зодчество // София Киевская (Материалы исследований). — Киев, 1973. С. 14; Асеев Ю.С., Тоцкая И.Ф. Штендер Г.М. Новое о композиционном замысле Софийского собора в Киеве // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988. С. 13—27). С. А. Высотский, много лет занимавшийся исследованием фрескового декора храма, утверждает, что «сейчас уже не может быть никаких сомнений в том, что Софийский собор построен по единому архитектурному замыслу с внутренним убранством мозаиками и фресками и был завершен задолго до смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. К более поздним пристройкам ХII в. можно отнести только сооружение крещальни в юго-западном углу здания и роспись ее апсидной части фресками» (Высотский С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Киев: Наукова думка, 1989. С. 25.).

Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет. Ранняя стенопись, очевидно, была исполнена в одно время с мозаиками до первого освещения собора, которое состоялось 11 мая 1046 года; более поздняя может быть отнесена к началу 1050-х годов, за исключением крещальни. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Однако из пяти тысяч квадратных метров росписей XI века уцелело лишь чуть более двух тысяч.

София Киевская и ее фрески претерпели многие пертурбации. Храм пострадал при нашествии Батыя. В XV—XVI веках собор стоял без крыши, что самым пагубным образом сказалось на стенописи. В 1633 году киевский митрополит Петр Могила, забрав храм от униатов, по возможности частично «поновил» ее. Вероятно, в последней четверти XVII века фрески были забелены «вапом», то есть известью. В следующем столетии в соответствии со вкусами эпохи их постепенно записали маслом.

Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века. Для расчистки изображений был создан специальный комитет под руководством академика Ф. Г. Солнцева. Реставрационная техника в то время была, мягко говоря, на весьма низком уровне. Масляную живопись снимали рабочие, «площадные художники», нанятые поденно и не имевшие никаких представлений о научной реставрации. Они без всякого размягчения масляного слоя соскабливали его железными скребками. Разумеется, кое-где рабочие удалили и фресковую роспись. Сегодня во многих местах видны потертости, царапины и утраты. К 1846 году древняя стенопись была раскрыта. «Много и очень много сделано упущений, — свидетельствовал один из очевидцев, — можем сказать даже, что древнее стенописание Киево-Софийского собора два раза пострадало: первоначально, когда оно было забелено штукатуркой, а вторично при оскабливании слоев штукатурки простыми людьми, занимавшимися исключительно поденною работою, не имевшими совершенно никакого понятия о какой-либо живописи, а не только о фресках, кои были нанимаемы подрядчиком маляром Фохтом для очистки стен храма от побелки. Мы лично видели, как под железными скребками этих площадных художников исчезали драгоценные изображения, пережившие ряд стольких веков и превосходно сохранившиеся со всеми чертами и яркими цветами красок» (Лебединцев П. Возобновление Киево-Софийского собора в 1843—1853 гг. — Киев, 1879.).

Но самое поразительное произошло позднее. Расчищенные фрески в 1847—1853 годах вновь записали маслом, так как они не подходили под церковные представления о благолепии храма.

Более пятидесяти лет, с 1930-х по 1980-е годы, проводилась научная реставрации софийской стенописи, которая теперь полностью раскрыта. Нерасчищенными оставлены только те места, где не сохранилась древняя штукатурка. Поэтому, кроме мозаик и фресок XI века, на стенах собора мы видим росписи XVII, XVIII и даже ХIX столетия.

Древние фрески находятся в удручающе плохом состоянии, ибо они претерпели многочисленные утраты. Стерты верхние красочные слои (масло слишком глубоко впиталось в штукатурку). Кроме этого изображения «угасают»: после реставрации их видимость из десятилетия в десятилетие становится все хуже. Они затухают, как фотографии на старых газетах, потому спешите их увидеть. В сравнительно лучшей сохранности — стенопись в Сретенском и Апостольском приделах.

Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом византийском крестово-купольном храме. В католических базиликальных церквях же настенные изображения размещаются по прямой линии от западного входа к алтарю.

В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня. Мы видим живописное повествование о крестной жертве Христа, о Его Вознесении и просветительской деятельности апостолов. В лучшем состоянии находится «Благовещение».

Из многочисленных фресковых сюжетов главного нефа представляет большой исторический интерес ктиторское изображение семьи Ярослава I Владимировича. Фреска сохранилась, к сожалению, лишь частично.

Боковые нефы, по очевидности, были расписаны в 1050-х годах. В жертвеннике, посвященном Петру и Павлу, сохранились четыре фрагмента с сюжетами из истории их апостольского служения. В диаконнике расположился протоевангельский цикл о раннем периоде жизни Пречистой Девы и о Ее родителях («Вручение Марии пурпура для храмовой завесы»). Относительно хорошо сохранились девять сцен из жизни Иоакима и Анны, написанные по апокрифическим источникам.

Северный неф, надо полагать — не без участия Ярослава, был отдан великомученику Георгию, чье имя носил в крещении киевский князь. Крайний южный неф посвящен архангелу Михаилу, очень почитаемому в Древней Руси как покровитель воинов и ратного дела (см. например, «Единоборство Иакова с архангелом Михаилом»).

Наконец, в боковом нефе был Петропавловский придел, где находится достаточно хорошо сохранившаяся фреска «Апостол Павел». В ходовых галереях, где помещены сонмы святых, обращают на себя внимание «Евдокия» (пилон западной галереи), и парное изображение Адриана и Наталии на арке северной наружной галереи.

На хорах, где во время литургии причащался со своей семьей великий князь киевский, подбор стенописи был связан с евхаристией. На южной и северной стене хор, друг перед другом были выписаны две евангельские сцены: «Тайная вечеря» (на ней Христос установил таинство причастия) и «Чудо в Кане Галилейской», где Иисус на свадьбе превратил воду в вино. В христианской теологии это претворение сравнивалось с евхаристическим обращением вина в кровь Господню. Была и еще одна фреска, почти полностью утраченная, — «Чудо умножения хлебов». Византийские императоры со своими родственниками и приближенными слушали богослужение именно здесь, на хорах, где они обычно и причащались. Древнерусские князья восприняли эту традицию.

Фрески лестничных башен Софийского собора посвящены в большей степени светским сюжетам. С. А. Высотским атрибутированы персонажи больших композиций: «Ольга, княгиня киевская, на приеме у Константина VII Багрянородного» и «Ипподром». Это позволило выяснить причины появления подобных фресок, повествующих об исторических событиях середины X столетия, и осмыслить общую концепцию росписи башен.

На стенах древнейшего русского собора нет изображений славянских, и тем более русских, святых. Это восполнялось на циклом, посвященным княгине Ольге, которая, правда, еще не была канонизирована к моменту росписи лестничных башен.

В настоящее время в научном сообществе получила признание точка зрения С. А. Высоцкого, что стенопись в башнях собора повествует о важном политическом и культурном событии в жизни Киевской Руси середины Х века — приезде в столицу Византии княгини Ольги и почетном приеме, оказанном ей императором Константином Багрянородным. Пафос фресок заключается в прославлении киевской княгини.

И в северо-западной, и в юго-западной башнях живописный рассказ о пребывании киевской княгини в Константинополе начинается у подножия лестниц и продолжается по мере подъема вверх. Фрески северо-западной башни показывают торжественный въезд Ольги в Константинополь. От этой композиции уцелели лишь фрагменты отдельных сцен, изображающих императрицу со свитой, а также императора Романа (сына Константина Багрянородного) на белом коне. На верхней площадке лестницы частично сохранилась большая композиция приема киевской княгини Константином Багрянородным в императорском дворце. В левой части фрески — император, сидящий, и два телохранителя, вооруженные копьями и щитами. В правой части изображена Ольга. На голове княгини стемма, из-под которой на плечи спадает белый прозрачный плат. Рядом с Ольгой — женщины из ее свиты.

Главной композицией в южной башне является фреска «Ипподром», рассказывающая о приеме княгини византийским императором на константинопольском ристалище, где правители наблюдали конные состязания. Хорошо сохранилось изображение дворца ипподрома — большого трехэтажного здания, в открытых галереях которого располагаются зрители. Справа в императорской ложе сидит Константин Багрянородный. Создатель фрески убедительно передал его портретные черты — выразительные глаза и большой нос с горбинкой. Рядом княгиня Ольга в светлом одеянии, со сложенными на груди руками. С конными соревнованиями на ипподроме, по-видимому, связаны композиции «Акробаты» и «Скоморохи», где музыканты играют на струнных, ударных и духовых инструментах (среди них — пневматический орган). На стенах обеих башен хорошо видны орнаменты, символические рисунки и многочисленные охотничьи сцены: «Охота на медведя», «Борьба ряженых», «Охота на вепря» и другие. Эти фрески рассказывают о дворцовом быте и об охотничьих забавах властительных особ.

Размещение фресок в Софийском соборе характеризуется строгой продуманностью, богословской логикой и четкой последовательностью в изложении исторических событий.

Фрески носят уплощенный и подчеркнуто линейный характер. На них лежит отпечаток архаизированной стилистики. Художники отдают предпочтение строго фронтальным и симметричным композициям.

Фрески Софийского собора — ценнейший памятник раннего монументального искусства Киевской Руси и подлинный исторический источник, свидетельствующий о культурных связях Киевской Руси и Византии. Непреходящее значение софийских росписей также состоит в том, что это уникальный для XI века по степени сохранности монументальный ансамбль византийских фресок эпохи Македонской династии.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XI в. (вторая четверть) XI в. (третья четверть)
Литература XI в. (вторая четверть) XI в. (третья четверть)
Музыка XI в. (вторая четверть) XI в. (третья четверть)
История XI в. (вторая четверть) XI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer