Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Боголюбово. Дворцовый ансамбль. 1158—1165 (?)

Боголюбово, Россия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь, Владимиро-Суздальская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Афанасьев  К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. — М., 1961; Вагнер  Г. К. Скульптура Древней Руси. — М., 1964; Вагнер  Г. К., Владышевская  Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993; Воронин  Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т. 1. — М., 1961; Доброхотов  В. Древний Боголюбов — город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. — М.: АН СССР, 1953; Комеч  А. И. Архитектура Владимира 1150-1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романтики» // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. — СПб., 1999; Лифшиц  Л. Русское искусство X-XVII веков. — М.: Трилистник, 2000; Пилявский  В. И., Славина  Т. А., Тиц  А. А., Ушаков  Ю. Р. История русской архитектуры. Учебник для вузов. — СПб.: Стройиздат, 1994; Раппопорт  П. А. Древнерусская архитектура. — СПб., 1993; Раппопорт  П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. — Л., 1982. — (Свод археологических источников. Вып. Е I-47); Раппопорт  П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). — СПб.: Наука, 1994.
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.


В пригородной княжеской резиденции — городке Боголюбом — был создан великолепный архитектурный ансамбль. Основные его части — собор Рождества Богородицы и дворец, соединенные между собой по второму этажу переходом; в среднюю часть перехода включена лестничная башня. На вымощенной каменными плитами площади перед собором стоял киворий — сень над водосвятной чашей. В настоящее время от ансамбля полностью сохранились лишь лестничная башня и часть перехода между нею и собором. Раскопками вскрыты нижние части стен собора, на которые в ХVIII веке поставили новую церковь. Основания кивория и перехода от башни к дворцу также были обнаружены в ходе раскопок, сам же дворец был полностью уничтожен и заменен более поздним зданием. Раскопки ансамбля и исследование сохранившихся частей дают возможность графически реконструировать его первоначальный облик с весьма значительной долей достоверности.

Центром ансамбля являлся собор. Он во многом повторял владимирский Успенский собор, хотя был не шести-, а четырехстолпным и меньшим по величине. Вместо крестообразных в плане подкупольных столбов внутри собора стояли четыре мощные круглые колонны, имевшие профилированные базы и, судя по описаниям, резные капители. Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания. Сейчас об этом свидетельствуют лишь следы медных плит, устилавших пол, да отверстия от гвоздиков, которыми прибивали листы золоченой меди, украшавшей западный портал. Открытые раскопками нижние части перспективных порталов демонстрируют великолепную белокаменную резьбу. На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно-колончатый пояс.

Строительство боголюбовского ансамбля было, по-видимому, завершено к 1165 году. Исследования показали, что при возведении этого ансамбля соблюдался странный, с точки зрения современного строительства, прием: каждый объект независимо от того, будет ли он стоять отдельно или войдет в состав более сложного комплекса, полностью завершали отделкой. Так, собор, арочный переход и башня имели законченную отделку фасадов, включая аркатурно-колончатый пояс, несмотря то что с одной из сторон пояс в процессе строительства сразу же прикрывали следующей частью комплекса. Арочный переход немыслим без башни, ибо иначе он никуда бы не вел; следовательно, прием выполнения наружной отделки, которую тут же застраивали, объясняется не тем, что план строительства менялся во время его осуществления, а лишь своеобразной системой средневековой организации строительных работ. Данный прием, как выяснилось, был характерен и для зодчества других районов Руси, в частности киевского; например, наружные галереи киевского Софийского собора были построены одновременно с основным объемом, хотя примыкают к полностью отделанным фасадам внутренних галерей.

 

Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. С. 99—101.

Изображения

Мировая художественная культура XII в. (третья четверть)
Литература XII в. (третья четверть)
Музыка XII в. (третья четверть)
История XII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer