Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » В » Венецианов, Алексей Гаврилович » СТАТЬИ


Венецианов, Алексей Гаврилович. Гумно. 1821. ГРМ
Холст, масло. 66,5 х 80,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Место создания Деревня Сафонково, Тверская губерния, Россия
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография

Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М.В. Алпатов. – М., 1954; Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А.В. Корниловой. – Л., 1980; Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г.В. Смирнов. – М., 1983; Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А.М. Эфроса и А.П. Мюллера. – М.; Л., 1931.

Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. 2-е изд., перераб., доп. – М., 1982. Бабинцев С. М. Журнал карикатур А. Г. Венецианова // Искусство. 1948. Сентябрь — октябрь; История русского искусства. Т. 1 / Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. – М.: Изобразительное искусство, 1991; Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л., 1988; Врангель Н.Н. А.Г. Венецианов в частных собраниях. – СПб., 1911; Леонтьева Г. А.Г. Венецианов. – СПб.: Аврора, 2001; Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. – Л.; М., 1947; Кожевникова Т. А.Г. Венецианов. – М.: Белый город, 2001; Савинов А.Н. Алексей Гавриилович Венецианов: Жизнь и творчество. 1780-1847. – М., 1955.


Творческие искания Венецианова и его желание воплотить в живописи крестьянскую трудовую жизнь и проверить на практике свои художественные принципы заставили художника в 1819 году оставить государственную службу, уехать из Петербурга и поселиться в принадлежавшей ему деревне Сафонково, в Тверская губерния. Здесь в 20-х — начале 30-х годов он создал лучшие свои произведения.

Начало было положено картиной «Гумно». Это был результат «безусловного внимания природы», то есть пристального изучения натуры. В картине изображено гумно — сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия. Художник тщательно соблюдает законы линейной перспективы, следит за естественным распределением света и тени.

В этой картине он еще только осваивает новую тему, вырабатывая новые для себя изобразительные приемы, позволяющие более доходчиво отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных живописцем за время его недолгого ученичества.

Венецианов учился видеть предметы «обнимающим зрением», то есть не упираться в поверхность и границу формы предмета, а схватывать его «в движении целого». Зримым выражением, субстанцией этого движения является свет, льющийся обычно из многих источников. Поверхности предметов как бы омыты потоком света, тени усложнены и высветлены рефлексами этих поверхностей, рельеф трактуется как следствие «верного понимания теней». Позднее в произведениях его учеников весьма часты люминирующие, облитые мерцающим светом, расслоенные контуры. Начало и окончание изгибов формы существует «вне контура», в «градусах тени и света». Прибегая к современной терминологии, можно сказать, что эти границы даны как бы «не в фокусе». Его система отменяет само понятие границы — рельеф разуплотнен, предметы зрительно облегчены и словно «плывут».


Алленов М. Русское искусство XVIII – начала XX века. – М.: Трилистник, 2000. С.179—180.


* * *


Характер венециановской композиции выходит за пределы простого воспроизведения натуры. Художник с явным сочувствием пишет крестьянские образы. На их черты наложен след усталости от тяжелого сельского труда. В этом чувствуется уважение и искренняя симпатия живописца к людям. Особенно убедительна изображенная на первом плане переобувающаяся крестьянка с усталым лицом и натруженными рабочими руками.

Картина «Гумно» стала прологом к живописанию бытия русской деревни, поискам типов русских крестьян. Этому будет посвящено все последующее творчество Венецианова и многих других отечественных мастеров.

Венецианов обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. Однако, в отличие от Тропинина, сосредоточившего внимание главным образом на отдельных жанровых городских типах, Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XIX в. (первая четверть)
Литература XIX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. (первая четверть)
История XIX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов