Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Семь чудес Древнего Рима
Эпоха, стиль, направление эпоха республики, ранняя империя, поздняя империя
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Научно-популярные фильмы BBC



        Древнеримские императоры бывали жестокими и беспощадными, однако никогда не были в безопасности. Ставки были слишком высоки, и опасность была постоянной спутницей императора. Одни оставались в живых, давая народу то, что он желал, другие возводили потрясающие воображение чудеса, намного превосходившие все виденное ранее. Благодаря этому Рим стал уникальным местом на земле. Здесь были торговые центры и водолечебницы, прекрасно развитые системы дорог, водоснабжения и канализации. Римский народ получал от своих императоров чудеса архитектуры, явившиеся будто из другой вселенной, и развлечения, затмевавшие самые смелые фантазии.

Большой Цирк
         Ни в одном другом сооружении нельзя было развлечь больше народа, чем в Большом Цирке. Большой Цирк располагался в небольшой лощине, между Авентинским и Палатинским холмами. Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима — 350 тысяч человек, то есть вдвое больше, чем самый вместительный стадион нашего времени. В Большом Цирке для римлян устраивались спектакли скорости, опасности и смерти. Здесь они собирались, чтобы увидеть чудеса ловкости и отваги. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства. Но, по мнению построившего его императора Траяна, оно того стоило. Траян хотел воздвигнуть монумент в свою славу, и Большой Цирк подходил для этого как нельзя лучше: здесь он мог встречаться с толпой, причем на одном уровне. Для Траяна, тешившего себя мыслью, что он человек из народа, Большой Цирк был непревзойденным средством саморекламы.
         Все предшествовавшие попытки построить Большой Цирк заканчивались неудачей. 500 годами ранее было возведено деревянное здание, которое из-за регулярных пожаров то и дело приходилось отстраивать заново. Траян решил отстроить его раз и навсегда. Около 100 г. деревянная постройка была заменена величественным сооружением из камня и мрамора. Деревянным остался лишь верхний ярус. Первые три этажа были отведены под торговые лавки. Высокая огнестойкость здания позволяла устроить торговые ряды по всей длине стадиона. Несмотря на пожароопасность, исходившую от множества галерей и лавок, Большой Цирк простоял 500 лет. Секрет его долговечности крылся в новом чудесном строительном материале — бетоне. Этой волшебной смеси предстояло освободить архитектуру. И придумали ее римляне. С точки зрения римских императоров, бетон давал огромные преимущества: во-первых, строительство существенно ускорялось, а кроме того, с открытием бетона у римлян появилась возможность строить монументальные сооружения.
         Большой Цирк имел в длину 500 м, в ширину — 150 м, а в высоту — свыше 30 м. Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м. Посреди арены находилась spina — 300-метровая полоса из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков. Spina символизировала сломанный хребет врагов Рима. Ее центральным элементом был 24-метровый обелиск Рамсеса II, величайшего из египетских фараонов. Теперь этот символ царского могущества принадлежал Риму. Арена Цирка была очень прочной, ибо некоторые постановки могли стать неуправляемыми. Например, во время одного из представлений на арену было выпущено 63 леопарда и 40 медведей и слонов. Для безопасности зрителей по всему периметру проходил ров шириной и глубиной в 3 метра. При Нероне появился еще покрытый слоновой костью гладкий валик, который при касании вращался, не позволяя животным перелезть через барьер. Это давало возможность устраивать представления прямо перед зрителями.
         Большой Цирк был настолько большим, что и зрелища там требовались грандиозные — так называемая охота (стравливание диких животных друг с другом или с людьми), гладиаторские бои и т. п. Но самыми популярными у римлян были гонки на колесницах. Весь город стекался посмотреть на это зрелище. Те, кому не хватило места на стадионе, устраивались на вершинах окрестных холмов.
         Сигналом к началу гонок служил брошенный императором платок. Ворота открывались, и на арене появлялись четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Колесницы были окрашены в разные цвета: зеленый, красный, голубой и белый. Соответственно, зрители (болельщики) разделялись на четыре партии. Ставки делали все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, невольников, домашнюю утварь, драгоценности… Колесницы семь раз проносились по кругу и, наконец, пересекали финишную черту перед императорской ложей. Подобно современным автодромам, траса постоянно совершенствовалась. Самыми опасными местами были углы, где участники старались пройти как можно ближе к поворотным столбам. На повороте колесницы сталкивались, и возничих затаптывали насмерть. Те, кому удавалось выжить, становились знаменитостями первой величины — что-то вроде современных кинозвезд или автогонщиков. Вокруг возничих сформировался целый культ, обеспечивший им богатство и славу. До нас дошло имя одного из возничих Древнего Рима — Скорпус. Этот человек выиграл две тысячи гонок и погиб в Большом Цирке, когда ему было всего 27 лет.
         Большой Цирк представлял собой поистине грандиозное и величественное зрелище. Плиний писал, что он прекрасен сам по себе, помимо представлений, которые в нем устраивались. К сожалению, до наших дней сохранился лишь расплывчатый контур его основания.

Форум Траяна
         Большой Цирк принес Траяну популярность. Но на этом император не остановился. Он был величайшим застройщиком Рима и соорудил еще одно чудо архитектуры — Форум. Форум — это культурный символ римского города, центральная площадь, где встречаются горожане. Обычно с одной стороны на нем стоит храм, с другой — базилика и здание суда.
         Траян был неиталийским императором (он родился в Испании) и, построив Форум, он надеялся не только укрепить свою популярность, но также стать истинным римлянином.
         К тому моменту в Риме уже было пять форумов, но ни один из них не мог соперничать с Форумом Траяна. По размеру он равнялся им всем, вместе взятым.
         Своим архитектором Траян назначил выходца из провинции — грека по имени Аполлодор. О жизни Аполлодора известно мало. Мы знаем лишь, что он отвечал за сооружение мостов во время военных походов Траяна, а также руководил строительством Форума. Богатая добыча от похода в Дакию позволила Аполлодору ни в чем себе не отказывать, создавая Форум как рекламу своего императора. Одна только площадь имела в длину более 200 метров и была щедро украшена изящными галереями и статуями Траяна. Там же располагался Рынок, библиотека и суды. На Форуме была установлена величественная колонна Траяна, доминировавшая над всем комплексом. Колонна была украшена замечательными по своей выразительности рельефами, повествующими о военных победах императора, об успешных кампаниях римской армии по форсированию Дуная и захвату территории современной Румынии.
         Когда рядовой римлянин входил на Форум Траяна, он словно попадал в иной мир. Римлянин бежал от смрада, тесноты и убожества своей повседневной жизни в эти скалы сияющего мрамора, увенчанные крышами из позолоченной бронзы.
         Однако Форум Траяна задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание, Траян приказал построить на Форуме первый в истории торговый центр — так называемый Рынок Траяна. Траян срезал склон холма высотой в 40 метров, и проложил на нем несколько террас, полого спускавшихся к Форуму. На этих террасах и был выстроен пятиуровневый торговый комплекс, насчитывавший не менее 150 лавок.
         Методы строительства Рынка были новыми, быстрыми и экономичными. Стены лишь облицовывались кирпичом. Для снижения затрат кирпичи разрезались пополам. Основу стены составляла прочная смесь из бетона с камнями, что и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей. Рынок Траяна — замечательная иллюстрация мастерства римлян в обращении с кирпичом не только как со строительным, но также как с отделочным материалом (Рынок Траяна).
         На каждом уровне были улицы и тротуары, а каждая лавка имела выходивший на улицу фасад (витрину). На пятом уровне находился пункт бесплатной раздачи зерна. А ниже торговые ряды предлагали любые товары со всей империи: тончайшие шелка, редкие специи и драгоценные камни, а также товары повседневного спроса. На Рынке римляне не только отоваривались, но также общались и отдыхали, ели и пили. Здесь располагались распивочные и харчевни с едой на вынос. В столь бойком месте были предусмотрены и меры безопасности. От Рынка Форум отделяла массивная противопожарная стена. Она предохраняла Форум от возгораний, нередко имевших место в торговых рядах. Стена также служила перегородкой между повседневной жизнью Рима, грубой и полной насилия, драк и потасовок, и миром императора, торжественным и церемонным.

Акведуки
         Император Траян способствовал превращению Рима в величайший город на свете, и одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки. Акведуки — великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город — трудно поверить — миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.
         Как и сейчас, в Риме тогда было очень жарко, и первостепенной задачей императоров и строителей было бесперебойное водоснабжение. Как и сейчас, в Риме тогда били фонтаны на каждом углу, а также в домах знати. Римские ученые, такие как Витрувий, уже проводили подробнейшие исследования воды. Путем выпаривания они определяли ее состав, а также степень загрязнения различными почвами. Изучались также водолюбивые растения: ива, камыш, ольха, ракита и тростник. При императоре Траяне был образован целый государственный департамент, который возглавил знаменитый инженер-гидротехник Франтин. Впоследствии Франтин написал большой трактат о своей деятельности, где привел бесценные подробные описания акведуков и их работы.
         Римлянам было известно, что самую чистую воду следует искать не в Тибре, а среди холмов за пределами Рима. Т.к. эти потоки стекали с большой высоты, с помощью акведуков их можно было направить в расположенный внизу город. Набравшись опыта, римские инженеры были способны преодолеть любое препятствие. В конечном итоге они соорудили 420-тикилометровую сеть тоннелей и акведуков.
         Прежде чем попасть в акведук, вода проходила через несколько очистных резервуаров. Там скорость потока ограничивалась, чтобы дать осесть примесям.
         Перед началом строительства акведука римские инженеры определяли степень уклона желоба. Под этим углом акведук пройдет по холмам и долинам до самого Рима. На пути с холмов в город римским акведукам приходилось уходить под землю, на участках до 11 км. Прокопанные прямо сквозь холмы, под городками и селениями, эти тоннели проложены вручную, притом настолько искусно, что используются по сей день. При прокладке тоннеля применялся римский метод работ, когда по мере продвижения тоннеля через каждые 32 м бурилась скважина. Нивелировку можно было точно проверить, спустив в скважину отвес. Со стороны выхода тоннеля земля зачастую сползала в сторону города, и для сохранения угла наклона желоб приходилось ставить на опору в виде кирпичной или каменной стены. Уровень земли продолжал понижаться, и стену наращивали. В какой-то момент затраты становились слишком большими. Решением стала инновация, доведенная римлянами до совершенства, — арка. Чтобы сложить стандартную полукруглую римскую арку, имевшую 5м в размахе, требовалось всего 27 камней. Это была большая экономия. Римские строители использовали опалубку — деревянную поддерживающую раму, на которой и складывалась арка. Когда все камни были на месте, сооружение достраивалось обтесанными камнями и раствором. Вставив замковый камень, можно было убирать раму и дать арке принять вес. Вся сила тяжести передавалась через камни и кладку вниз, а сверху можно было класть акведук.
         Теперь акведуки легко пересекали долину. Однако арки могут потерять устойчивость. Чтобы этого не произошло, римским инженерам приходилось задействовать все мыслимые методы. При переброске акведука через реку опорам придавалась большая прочность благодаря обтекаемой форме. Но если акведук был очень высоким, возникала вероятность скручивания. Поэтому высота арки была ограничена 21 метром. Однако для поддержания градиента акведуки иногда приходилось строить и выше. В этом случае поверх первого уровня арок ставился второй. Акведук в Ниме имел целых три уровня общей высотой 55 м.
         Ключевым для римских акведуков стало изобретение водостойкого цемента для облицовки желоба. Его делали из пуццолана — местного вулканического песка, после смешивания которого с известью получался раствор, схватывавшийся даже под водой.
         Вообще говоря, римляне могли бы подвести к городу воду с помощью подземного трубопровода. Однако это было бы неразумно. Пустив воду в акведук, в желоб вместо трубы, они обеспечили водоснабжение с весьма простым типом конструкции. (Разумеется, желоб был крытым, чтобы вода не испарялась и не загрязнялась.) Римляне понимали, что если трубу упрятать под землю, это сильно усложнит обнаружение и устранение неисправностей. Они также обнаружили, что в трубах накапливаются отложения, которые оседают в нижних точках системы, создавая заторы. Огромным преимуществом акведуков была легкость обследования и обслуживания.
         Акведуки легко пересекали равнины. Но очень глубокие долины и расселины оставались проблемой. В этом случае с каждой стороны сооружали по цистерне. Воду спускали по трубе, а с другой стороны она поднималась вверх под действием собственной тяжести. Это был первый в истории гравитационный сифон.
         Когда вода достигала, наконец, Рима, она поступала в три резервуара. Первый обеспечивал коммунальное водоснабжение, второй — общественные бани, третий питал частные дома, которые облагались налогом на воду. Собранные с частного сектора деньги шли на финансирование коммунального водоснабжения, которое имело наивысший приоритет.
         Таким образом, Траян дал Риму постоянный стадион, Форум, торговый центр и регулярное водоснабжение.

Термы Каракаллы
         Столетие спустя Римом правил император Марк Аврелий Антонин, который вошел в историю под зловещим прозвищем Каракалла. Наряду с Калигулой и Нероном Каракалла был одним из самых жестоких правителей Рима. Он убил собственного брата на глазах у матери, приказав стереть его имя со всех монументов Рима, равно как и изображения своего тестя. Страшнейший тиран своего времени, Каракалла проявлял свой деспотизм и за пределами Рима. Например, в Александрии, где многие критиковали его, Каракалла устроил кровавую баню. Император был столь сильно ненавидим, что решил построить для римлян настоящее чудо, дабы снискать их расположение и обелить себя в их глазах.
         И он построил Термы (бани). Это было самое пышное общественное здание из всех, что задумывал человек. Это был публичный дворец, самый роскошный и совершенный водный курорт всех времен. Почему же Каракалла построил именно бани? Некоторые психологи считают, что идея постройки бань возникла у императора оттого, что подсознательно он стремился смыть с себя вину, которую, по-видимому, таким образом признавал.
         В Риме уже была едва ли не тысяча общественных бань. Но Термы Каракаллы затмили их все. Их площадь составляла 110 тысяч кв. м. Одно только центральное пространство было больше, чем собор Св. Петра. Для подачи воды от «Аква Марсиа» была подведена боковая ветка.
         Начатые в 212 г., Термы были закончены в рекордные сроки. Каракалла заставлял строителей работать круглые сутки, в любую погоду. На стройке у него трудилось до 16 тысяч человек. На лесах из ста тысяч балок размещались 4,5 тысячи каменщиков и 1800 отделочников. Были хитроумные подъемники с колесами, внутри которых, словно белки, бегали люди. Каракалла хотел построить бани как можно скорее и беспощадно давил на архитекторов и инженеров. Их построили всего за четыре года. Казначеи Каракаллы били тревогу: издержки от строительства Терм вскоре сравнялись со всеми расходами империи — с затратами на армию, раздачу хлеба, жалованье всех госслужащих, а также на императорские подарки и зарубежные ассигнования. При этом никаких завоеваний и притока денег при Каракалле не было. Это был период высокой безработицы, инфляции и упадка экономики.
         Но Каракалла не мог остановиться, издержки его не смущали. На строительство пошли многие миллионы кирпичей и многие сотни колонн. Весь интерьер был отделан мрамором. И даже когда Термы были готовы лишь наполовину, уже стало ясно, что вскоре Рим обзаведется еще одним чудом.          Термы Каракаллы могли принять до двух тысяч человек. Там можно было провести целый день. Нужно было немало времени, чтобы пройти по всем помещениям. Там была парная, холодная, теплая и горячая залы. Посетители купались в бассейнах размером с олимпийский, отдыхали в огромных саунах, нежились в теплых ваннах длиной 50 м, ныряли в холодный бассейн. Самым жарким помещением был калидарий. Его венчал купол, пропускавший солнечное тепло и свет.
         Помимо водных процедур, Термы были приспособлены и для разных других занятий. Там был гимнастический зал и комнаты для упражнений, а также библиотеки, комнаты для собраний и сады. Здесь можно было встретиться с нужными людьми, поговорить о чем-то важном, поесть-попить. К услугам посетителей был массаж, парикмахер, маникюр и педикюр.
         Входящий в Термы был ослеплен сиянием бесчисленных граней мрамора, красотой настенных и напольных мозаик. Однако внизу, в служебных помещениях скрывались мир пота, адской жары, притеснений и жестокости. Из громадной цистерны в бани поступало свыше девяти миллионов литров воды. Она шла по трубе под главным зданием и питала холодные бассейны и котлы. Подземная сеть терракотовых труб (римские инженеры избегали свинца, он был дорог и ядовит) подводила горячую и холодную воду и отводила стоки. Были предусмотрены огромные коридоры, содержавшие две тысячи тонн воды. Пятьдесят печей грели воду для помещений наверху. Эта эффективная система подпольного отопления называлась гипокауст. Внутри стен проходили терракотовые трубы для термоизоляции и подводки горячего пара.
         8 апреля 217 г., меньше чем через год после постройки Терм, император Каракалла пал от руки собственного стражника. Каракаллу, одного из худших императоров Римской империи вскоре забыли. А вот его великолепным творением римляне наслаждались еще не одно столетие.

Дороги
         Невзирая на плохих правителей, смуты и перевороты, Рим был нервным центром огромной империи. Это стало возможным благодаря чуду римских дорог. Римляне понимали, что управление империей напрямую зависит от эффективной системы дорог, необходимых для переправки войск и товаров. И с помощью дорог они превратили империю в одну глобальную деревню. Первой римской дорогой была Via Appia, начатая в 312 г. до н. э. В течение последующих двухсот лет от Рима до самых дальних уголков империи была проложена сеть дорог общей протяженностью 300 тысяч километров. По этим дорогам весьма успешно маршировала римская армия. Вскоре вся Европа на западе, все земли до Иудеи на востоке и до Египта на юге попали под власть Рима.
         На пике своего развития римские дороги разрастались со скоростью полкилометра в день. Несмотря на это, они прекрасно сохранились до наших дней.
         Строительство дороги начиналось с топографической съемки. Для нее римляне изобрели специальные приборы. Приемы римской геодезии — те же, что и современной. Так же, как и сейчас, при разметке дорог использовался уровень и другие знакомые нам инструменты. Линии выравнивались с максимальной точностью. На малых дистанциях сделать это было нетрудно. На больших расстояниях они искали самые высокие холмы, откуда было далеко видно, и впереди и сзади по ходу дороги ставили шесты. Промерять в обход углов они не умели, поэтому римские дороги всегда прямые. Если препятствие было непроходимо, приходилось идти в обход. Но зачастую дороги прокладывались сквозь холмы. При Траяне был сделан прокоп глубиной 37 м, чтобы продолжить Аппиеву дорогу вдоль побережья. Идея строить прямые дороги была новой. Раньше дороги появлялись на месте древних троп, они обходили стороной реки и избегали холмов. Но, с точки зрения римлян, это было нерационально. Ничто не должно было стоять на пути Via Appia. Когда же на пути попадалась топь, в болото забивали сваи и на них клали деревянную платформу. Иногда приходилось укладывать целые стволы деревьев, а поверх них клали известковые плиты, которые засыпали галькой и гравием.
         Дороги строились очень тщательно, ибо они были основой коммуникаций империи. Самой поразительной чертой римских дорог является их долговечность. Все дороги строились по одной технологии. По разметке прокладывалась широкая траншея. Туда засыпали песок и укладывали булыжник — чтобы получилось надежное основание. Затем шел слой гравия и щебня. Их смешивали с глиной или раствором и утрамбовывали. И, наконец, сверху клали слой брусчатки, иногда базальтовой, с выпуклым профилем — чтобы вода стекала на обочину. Строили дороги рабы, солдаты и представители низших классов, нанимаемые частными предпринимателями. Каждая тысяча шагов (так называемая римская миля) отмечалась цилиндрическим столбом, на котором было высечено имя правящего императора и расстояние до ближайшего города. Через каждые десять миль устраивались стоянки.
         Когда, во время правления Августа, пришла весть о вторжении германцев в Галлию, войска были отправлены немедленно. Пройдя по новым дорогам с рекордной скоростью четыре мили в час, они вскоре отвели беду.

Пантеон
         Римские дороги демонстрировали могущество империи и сплачивали ее. А мастерство римлян в управлении ею демонстрировала архитектура. Самым замечательным свершением римской архитектуры стал Пантеон. Этот храм, посвященный всем богам, был построен при императоре Адриане. Словно неподвластный времени, Пантеон остается наиболее сохранившейся римской постройкой, знаменуя одно из величайших достижений мировой архитектуры.
         О Пантеоне известно мало. Мы не знаем его изначального названия, не знаем, для чего он использовался. Предполагается, что там был двор Адриана, стояли статуи римских богов. Однако его точное предназначение неизвестно.
         Все римские императоры были страстными строителями. Но Адриан к тому же был архитектор-любитель, умел составлять проекты и чертежи. Адриан был соавтором проекта своей виллы в Тиволи, которая была стилизована под египетский храм. Что касается Пантеона, то Адриан был одержим этой постройкой. Вполне возможно, что он участвовал в разработке этого проекта. Впрочем, некоторые полагают, что Пантеон строил Аполлодор. Но никаких записей об этом не сохранилось. Историк Дион Кассий повествует, что однажды Адриан показал Аполлодлру какие-то свои проекты, а тот раскритиковал их в пух и прах. И Адриан незамедлительно приказал казнить Аполлодора. Фасад Пантеона был призван выражать владычество Рима над миром. Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита и привезенных из Асуана. Траверсы над ними были некогда обшиты бронзой. Отсюда гигантские бронзовые двери высотой 6,5 м ведут в огромную круглую залу величиной с половину футбольного поля. Купол Пантеона, достигающий в диаметре 44 м, стал шедевром инженерной науки. Это самый большой свод в истории, сооруженный без использования железобетона. Благодаря этому невероятному куполу интерьер Пантеона выглядит фантастическим. Единственное, о чем здесь можно думать, — это пространство.
         Пантеон явился сплавом классического и современного стилей. Архитектурных предшественников у него не было. В римской архитектуре использовались купола, особенно в зданиях бань. Но свод Пантеона превосходил их все и оставался крупнейшим вплоть до Ренессанса. Свод Пантеона — самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Главная проблема при сооружении свода — не дать ему рухнуть под собственным весом. Он постоянно стремится разъехаться в основании и провалиться в середине. Римляне решали задачу в двух направлениях. Во-первых, стены сделали очень толстыми. А чтобы купол не расползался внизу, основание возвели внутри массивных стен-контрфорсов, а вокруг него уложили многоярусное усилительное кольцо. Это было гениальное решение. По замыслу архитектора, вес гигантской полусферы ложился на восемь мощных столбов, толщина которых достигала шести метров. Чтобы уменьшить их собственный вес, внутри столбов проложили смотровые колодцы.
         Собственно купол — самый передовой образец футуристического проектирования. Конструкция свода содержит целый ряд оригинальных решений, позволивших уменьшить его вес и давление. При сооружении купола использовалось пять разных видов цемента, главной составляющей которого был пуццолан — местный вулканический песок, придававший смеси почти каменную твердость. Пропорции свода тщательно выверены. Его высота составляет ровно половину от остального здания.
         От земли до первого карниза Пантеон строился из тяжелого бетона и туфовых блоков. Следующий уровень складывали из более легких туфовых брикетов. Первое кольцо купола отливалось из бетона, но по мере возвышения бетон становился тоньше и облегчался добавлением туфа, а у вершины становился еще легче благодаря примесям пемзы. Заметим, что если бы архитектор не уменьшил таким образом вес свода, нагрузки на стены возросли бы на 80%.
         Внутри стен зодчий спрятал целую систему арок. Они должны были уменьшить вес и передавать давление вниз, на опорные столбы. Ко всему прочему архитектор снизил вес свода, вырезав из составляющих его блоков большие квадратные панели — кессоны, которые украсили интерьер и придали ему ритмичность. Кессоны были позолочены, образуя подобие золотого балдахина над головой. При строительстве свода снизу соорудили поддерживающую раму. Она и определила форму кессонов и отливок.
         Венчает свод окулус — круглое отверстие диаметром девять метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания.
         Самая интригующая загадка Пантеона — его фасад. Головоломка заключается в высоте колонн. Для правильных пропорций они должны были бы иметь в длину пятнадцать метров. Тогда как их реальная высота составляет лишь двенадцать метров. Одной из возможных причин могло быть непременное желание Адриана сделать колонны из египетского гранита. Возможно, император пошел на нарушение пропорций и удовлетворился двенадцатиметровыми колоннами, т.к. изготовление более высоких колонн требовало существенно большего времени, а нетерпеливый Адриан не хотел ждать.
         Так ли это было на самом деле, или причина в другом — мы не знаем. Проект фасада Пантеона до сих пор остается загадкой.

Колизей
         Последнее из семи чудес Рима — самое печально известное сооружение на земле. Колизей, арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток, пыток и кровопролития. Превосходя высотой шестнадцатиэтажное здание, Колизей вмещал свыше 80 тысяч зрителей.
         Идея построить Колизей возникла после смерти Нерона. Его царство террора настолько уронило духовный настрой общества, что его преемнику Веспасиану нужно было создать нечто исключительное, чтобы вернуть поддержку народа. Среди римских императоров Веспасиан был аномалией — трудолюбив, трезвомыслящ, прямодушен, честен, умерен. Римляне любили его. В 70 г. инженеры Веспасиана осушили личное озеро Нерона и заложили фундамент крупнейшего амфитеатра.
         Вся конструкция покоится на несущих контрфорсах, соединенных арками и сводами. Арки стали отличительной чертой, определившей облик Колизея. Первые три уровня по фасаду опоясаны аркадами, 4-й уровень выполнен из монолитной бетонной стены, облицованной кирпичом.
         Стены Колизея пронизаны лабиринтом сводчатых тоннелей. Через семьдесят шесть входов сюда втекали толпы зрителей и занимали места наверху. Центральную арену окружала овальная конструкция (Колизей. Интерьер). Круто поднимавшиеся террасы зрительских рядов позволяли каждому видеть всю сцену. Лучшие места предназначались для императора, рядом с ним восседали сенаторы и весталки. На следующем ярусе располагалась знать. Еще выше — солдаты и граждане. Последний ярус занимали лица низших сословий. Наихудшие места отводились женщинам. Колизей должен был стать микрокосмом римского общества, и он предельно четко и наглядно отражал социальную стратификацию этого общества. От солнца зрителей защищал огромный тент. Чтобы поднимать эти паруса, в Риме размещалась тысяча моряков.
         Передовые технологии строительства помогли возвести пятидесятиметровое сооружение в сжатые сроки. Строители использовали стандартные кирпичи и легко замешиваемый бетон, что позволило превратить стройку в быстрый конвейер. Кладку скрепили железными скобами общим весом в 300 тонн. Веспасиан не терял ни минуты, спеша завоевать любовь народа, прежде чем годы возьмут свое. Огромное здание, один из крупнейших и уж точно самый сложный проект античности, было сооружено всего за пять лет. Но, невзирая на скорость строительства, Веспасиану не суждено было увидеть Колизей завершенным. Он умер, прежде чем его великий дар был готов.
         Официально открыл самую страшную арену на земле его сын Тит. Сто дней он потчевал жителей Рима умерщвлением диких зверей, казнями мужчин, женщин и детей, а также гладиаторскими боями. Эта бойня в промышленном масштабе стала возможной благодаря инженерной науке. Скрытый под ареной лабиринт тоннелей позволял устраивать представления и убирать трупы. Здесь было 32 загона, где держали львов, тигров, слонов и крокодилов. Поворотом лебедки можно было открыть дверь и выпустить ошарашенных и голодных зверей на арену. Порой их убивали по пять тысяч в день. Некоторые виды были поставлены на грань исчезновения. Казни людей стали популярным полуденным развлечением. Христиан, евреев, преступников и рабов пытали до смерти, все более изощренными способами — дабы ублажить жадную до зрелищ толпу. Это была воистину индустрия убийства, и она должна была работать, как часы. Историки свидетельствуют, что император Клавдий бросал декораторов и техников львам, если в представлении случались накладки.
         Кульминацией представления неизменно были гладиаторы. Многие из них были обращенными в рабство военнопленными из покоренных племен: самниты, фракийцы, галлы. Гладиаторы обучались в специальных школах, где из них делали профессиональных бойцов. Ежедневно биться за свою жизнь были готовы две тысячи гладиаторов.
         Одним из излюбленных способов разнообразить гладиаторские бои состоял в том, что бойцов наряжали какими-нибудь мифическими героями. То Ахиллес сражался с Гектором, то Геракл сражался с кем-нибудь из своих грозных врагов. Бились до смерти, но изображая кого-то другого, что сближало происходившее с театром.
         Если они доживали до истечения контракта, то становились свободными. Некоторых гладиаторов Колизей делал настоящими героями и суперзвездами. То были немногочисленные счастливчики. Но большинство гибли в этих стенах. По завершении схватки их тела вытаскивались с арены. Могильщики, словно тени ада, сновали среди трупов, спеша наполнить сосуды еще теплой кровью — считалось, что свежая кровь помогает сохранить молодость.
         Пятьдесят два римских императора извлекли пользу из произведения Веспасиана. Колизей был задуман, чтобы дарить людям радость, и в этом он, несомненно, преуспел. Но цена была высока — 700 тысяч жизней пресеклись в его стенах.
         Сегодня Колизей остается шедевром зодчества, скрывающим самые мрачные воспоминания об одной из самых безжалостных цивилизаций нашей истории.

         Семь чудес Древнего Рима были выдающимся свершением, поднявшим архитектуру и инженерную науку на вершину, не превзойденную еще свыше тысячи лет. Смелость их замысла по сей день служит примером для архитекторов, побуждая их разрабатывать все новые материалы, ставить и решать все новые задачи, то есть делать, как римляне, — строить, глядя в будущее.

Изображения

Статьи

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer