Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Остроухов, Илья Семенович. Сиверко. 1890. ГТГ
Холст, масло. 85 х 119
Государственная Третьяковсковская галлерея, Москва
Место создания Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Остроухов И.С., Глаголь С. Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых. – М.: Издатель И. Кнебель, 1909. Остроухов И.С. Сиверко. 1890 г. – М.: Издание Госуд. Третьяковсковской галлерии, 1930. Каталог юбилейной выставки произведений И.С. Остроухова. 1885-1925. – М., 1925; И.С. Остроухое. Альбом / Сост. и автор вступ. ст. Ю.А. Русаков. М.—Л., 1962. Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Врангель И.Н. Собрание И.С. Остроухова в Москве // Аполлон. 1911. № 1; Кудрявцева С.В. Илья Семенович Остроухов. 1858-1929. – Л.: Художник РСФСР, 1982; Лапшин В. «Союз русских художников». – М., 1971; Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Вып. 2. – М., 1959; Мудрогель Н.А. 58 лет в Третьяковской галерее. Воспоминания. – М., 1940; Муратов П.П. Древнерусская иконопись в собрании И.С. Остроухова. – М., 1914; Муратов П.П. Об Остроухове // Среди коллекционеров. 1921. № 4; Пейзаж. Русская живопись. Состав. В.С. Манин. Альбом. – М.: Белый город. 2000. — (Жанры в русской живописи.); Русаков Ю. Илья Семенович Остроухов. 1858-1929. – М., 1954; Русаков Ю. И. Остроухов. – М.; Л., 1962; Эфрос А. Профили. – М., 1930.
Источники Пелевин Ю.А.


История восприятия и оценки пейзажа «Сиверко» весьма интересна тем, как происходило формирование общепринятого мнения о картине и определение ее места в истории русского искусства.

В атмосфере прохладного отношения современников к творчеству Остроухова значительную роль в укреплении авторитета пейзажиста сыграл П. М. Третьяков. Собиратель русского искусства наперекор художественному сообществу и авторитетным критикам приобретал на выставках одно за другим произведения малоизвестного автора. К началу 90-х годов в третьяковской коллекции находились пейзажи «Золотая осень», «Ранней весной», «Площадь св. Марка в Венеции», «Первая зелень» и, наконец, «Сиверко». Последней картиной Павел Михайлович очень гордился и считал ее лучшим пейзажем в своей галерее. Это заставило художественную среду внимательнее присмотреться к работам молодого живописца.

И. Е. Репин откровенно восхищался пейзажем: «„Сиверко“ — какая превосходнейшая вещь! Как это взято художником, как нарисовано! Да это чудесный талантливый художник!»[1]. В 1914 году Репин вновь вспомнил о картине «Сиверко», сказав про нее, что «это один из блестящих перлов Третьяковской галереи»[2].

В 1901 году А. Бенуа в книге «История живописи в XIX веке» отметит «Сиверко» как «удивительно верное и скромное изображение русской природы». При этом, критикуя автора за «жесткую и не особенно виртуозную живопись», он считал, что «эта одинокая картина должна быть отнесена к самым драгоценным явлениям в русской живописи», и безапелляционно заявил: «...к сожалению, Остроухов впоследствии уже не делал ничего равносильного этой картине»[3]. Десятилетие спустя И. Грабарь во «Введении» к «Истории русского искусства», изданной в 1910 году, ставил «Сиверко» выше левитановских пейзажей: «В этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов. „Сиверко“ — значительнее и левитановских картин, хотя еще недавно такое утверждение могло бы показаться парадоксальным»[4].

Через год после смерти Остроухова Абрам Эфрос, подводя итоговую черту под творчеством художника, вторил Грабарю: «Нет спору, что это одна из наиболее замечательных картин нового русского пейзажа... ее со всех сторон обступили меланхолические левитановские работы... Однако «Сиверко» выглядит живее природы Левитана... Остроухов знал это и гордился этим... знал и то, что, в сущности, он является „художником одной картины“, как бывают писатели одной книги. Остальные его живописные работы — это только высокие или средние опыты превосходного, но не исторического мастера... „Сиверко“ не открывал собой нового этапа, а только кристаллизовал общие поиски»[5].

Вслед за современниками усиленно выделяют «Сиверко» из общего перечня остроуховских пейзажей и позднейшие искусствоведы. Широкое признание и известность этой картины сильно потеснили в исторической перспективе как предыдущие, так и последующие произведения Остроухова. Исследовательница творчества художника С. В. Кудрявцева отмечает: «Все работы Остроухова 1880-х годов представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж „Сиверко“, появившийся на передвижной выставке 1890 года. Немногим картинам конца XIX века выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их „Сиверко“»[6]. Другой исследователь творчества художника, Ю. Русаков, обозревая сложившуюся градуированную шкалу искусствоведческих оценок, заявляет: «Произведением, ставшим высшим достижением Остроухова-пейзажиста, явилась картина „Сиверко“»[7]. Однако советские искусствоведы уже не ставят остроуховский пейзаж выше полотен Левитана.

В результате «Сиверко» фигурирует в русской пейзажной живописи фактически автономно от прочих произведений художника, считаясь чуть ли не «единственной настоящей» удачей Остроухова искусстве.

Между тем, картина так и не стала предметом научного анализа, несмотря на свою популярность и авторитетность высоких оценок.

Пелевин Ю.А.



[1] Репин об искусстве. – М., 1960. С. 89.

[2] Репин И. В Третьяковской галерее // Русские ведомости. 1914. № 3.

[3] Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. С. 324.

[4] Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 1. – М., 1910. С. 127.

[5] Эфрос А. Профили. – М., 1930. С. 56, 57.

[6] Кудрявцева С.В. Илья Семенович Остроухов. 1858-1929. – Л.: Художник РСФСР, 1982. С. 27.

[7] Русаков Ю. Илья Семенович Остроухое. 1858-1929. – М., 1954. С. 15.

Изображения

Биография художника

Мировая художественная культура XIX в. XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer