Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Корейская керамика
Эпоха, стиль, направление период Трех царств, объединенное Силла, династия Корё, династия Чосон
Образовательный уровень основная школа, самообразование


         В прикладном искусстве Кореи на протяжении веков главное место занимала керамика. Глиняная посуда и ритуальные сосуды производились здесь уже в эпоху неолита (V—IV тыс. до н.э.). Самые первые образцы керамических изделий не обжигались в печах (которых тогда еще не было), а просто высушивались на солнце. В период Трех царств (I в. до н.э.— 668 г.) корейцы производили большое количество разнообразных керамических изделий, уже тогда отличавшихся высоким качеством (Круглая ваза с тремя ушками и крышкой, Чашка на ножке с ручкой). Например, в государстве Силла керамика, обжигавшаяся при температуре около 1200 градусов (С), была невероятно прочной. В X в., при династии Корё, корейцы начали производить селадон, получивший впоследствии мировую известность (Кувшин в форме птицы). Технология селадоновой глазури, равно как и устройство печей, были заимствованы корейцами из Китая периода династии Сун. В ранних изделиях корейского селадона явным образом прослеживается сознательное подражание китайским образцам — в форме бутылей и чаш, а также в выборе декоративных мотивов (лотос, пеон, летающие попугаи, водяные птицы у пруда и т.п.). Однако через некоторое время корейские мастера выработали свой собственный стиль, а кроме того, разработали уникальную технологию обжига, благодаря которой изделия получали неповторимые оттенки зеленого цвета (по преимуществу голубовато-зеленые или серовато-зеленые тона). Своей изумительной красотой корейский селадон обязан прежде всего химическому составу глины, содержавшей железо и его окислы, а также окислы марганца и частицы кварца. Немаловажную роль играл сам процесс обжига: его температура не должна была превышать 1150 градусов (С), а на определенной стадии процесса в печи значительно сокращалось количество кислорода. Уникальные, исключительные тона зеленой глазури впервые были получены корейскими мастерами в XI в. Этот утонченный, мистический нефритовый цвет сами корейцы называли «секретным цветом». А китайцы, жившие в эпоху Сун, считали корейский селадон одной из десяти «лучших вещей в мире».
         Подглазурная декорация селадоновой керамики весьма разнообразна. Для нанесения узора использовались различные техники: гравировка, резьба, штамповка, инкрустация, а также подглазурная роспись. Для получения черного и коричневого цветов в краситель добавляли окислы железа, для получения красного цвета — окислы меди. Для росписи использовали также золото. Мягкие приглушенные тона, изящные текучие линии, строгие, но изысканные формы — все это принесло корейскому селадону заслуженную славу лучшей керамики в мировой истории декоративно-прикладного искусства (Бутыль в форме груши).
         На протяжении всего периода Корё селадон был основным типом керамики, производившейся на Корейском полуострове. Кульминацией в развитии корейского селадона стало изобретение техники сангам (Кувшин для вина в форме дыни), неизвестной в Китае. В этой технике узор на изделие наносился с помощью инкрустации. На поверхности сосуда вырезались (или выдалбливались) контуры изображения, которые затем заполнялись жидкой пастой белого и/или красного цвета (при обжиге красная глина, содержавшая окислы железа, давала черный цвет). Иногда, наоборот, соскабливали и заливали жидкой пастой фон, а не рисунок. После этого на изделие наносили тонким слоем прозрачную глазурь и обжигали. Особенностью керамики сангам является то, что слой глазури был действительно очень тонким. Благодаря этому рисунок был виден более ясно и четко, а на поверхности сосуда образовывалась декоративная сетка трещин — кракле. Лучшие образцы изделий в стиле сангам демонстрируют элегантность и изящество керамики периода Корё, завораживая зрителя своей изумительной, тонкой, неповторимой красотой (Ваза мэбён с бамбуком и журавлями). Эта уникальная для Кореи технология, достигшая расцвета в XII в., применялась до конца периода Корё (1392).
         В ранний период государства Чосон (XV—XVI вв.) на смену аристократически-изысканному селадону пришла более демократичная керамика пунчхон, в которой в значительной степени проявилось влияние народного искусства. Если в эпоху Корё утонченные селадоновые изделия поставлялись, главным образом, в буддийские монастыри и аристократические семейства, то керамика пунчхон, напротив, широко использовалась самыми разными слоями населения — от царского двора до простолюдинов и бедняков.
         По сравнению с селадоном, керамика пунчхон производит впечатление более простой, отчасти даже грубоватой и лишенной изысков и в то же время более смелой и динамичной. Пунчхон, несомненно, явился продолжением гончарных традиций древнего Корё. При его производстве использовались практически те же природные материалы и технологии обжига. Однако, несмотря на эту преемственность традиций, пунчхон представляет собой совершенно особый, уникальный стиль корейской керамики. Начать с того, что пунчхон не имеет того мистического зеленого цвета, которым так славилась селадоновая керамика. Это объясняется отчасти меньшим содержанием железа в глазури, отчасти же тем, что значительная часть поверхности изделия покрывалась белой пастой (ангобом). На самом деле, именно пристрастие к белому является отличительной особенностью керамики пунчхон.
         При декорации сосудов пунчхон использовались самые разные техники: гравировка, штамповка, инкрустация и т.п. Принципиально их можно разделить на две основные группы. При гравировке, штамповке и инкрустации на черепок наносились контуры рисунка, после чего бороздки и пустоты целенаправленно заполнялись ангобом (Чаша пунчхон с листьями пеона и хризантемами). Но был и принципиально иной способ декорации, который состоял в том, что сначала весь сосуд покрывался белой пастой. Это делалось либо с помощью кисти, либо изделие просто бралось руками за днище и окуналось в раствор, отчего нижняя его часть, естественно, оставалась без белой «шубы». Затем, уже поверх ангоба, на изделие наносился узор — например, в технике резьбы или сграффито. Последняя состояла в том, что по застывшему ангобу рисунок процарапывался до самого черепка, контрастный цвет которого и создавал линии узора. Чтобы придать фону контрастность, области вокруг узора также удалялись (Бутыль пунчхон в форме фляги).
         В XVI в. широко распространилась техника подглазурной росписи сосудов пунчхон. Изделие полностью покрывалось ангобом, а затем на него наносился рисунок окислами железа. При обжиге такой краситель давал черный или коричневый цвет. Наиболее частыми мотивами подобных росписей были цветы лотоса, пеоны, ивовые деревья, а также рыбы и птицы (Бутыль пунчхон в форме груши с рыбой).
         Зачастую керамику пунчхон вовсе не украшали рисунком. После того как ангоб высыхал, изделие, с рисунком или без него, покрывали глазурью и обжигали.
         В конце XVI в. пунчхон начал вытесняться фарфором, а после японских нашествий 1592—98 гг. совсем исчез. Когда в XVII в. разрушенное гончарное производство было восстановлено, возобновилось лишь производство фарфора. Современные мастера гончарного дела как в Корее, так и в Японии возрождают забытые традиции керамики пунчхон.
         Третьим основным видом корейской керамики был фарфор. Белый фарфор производился в Корее уже в период Корё, хотя и не был столь популярен, как селадон. В отличие от пунчхона, пережившего блистательную, но короткую жизнь, фарфор, производство которого в середине XV в. было взято под контроль государства, сохранял устойчивое положение на протяжении всего периода Чосон (1392—1910). Его производство с успехом продолжается и по сей день.
         В Корее производилось несколько видов фарфора, различавшихся, главным образом, техникой подглазурного декора. Чрезвычайно популярным в XV—XVII вв. был белый фарфор, лишенный какой-либо декорации (Ваза с крышкой). Развивая традиции техники сангам, корейские мастера производили белый фарфор с инкрустацией. Пеоны, цветы лотоса и иные растительные мотивы инкрустировались красной глиной (содержавшей окислы железа), которая после обжига давала контрастный черный цвет. Широко применялась техника подглазурной росписи, при которой использовались различные красители. Наиболее распространенный тип — с подглазурной росписью кобальтом. Несмотря на то, что техника его производства была заимствована из Китая (периода Мин), очень скоро сине-белые фарфоровые изделия приобрели черты самобытного корейского стиля. Зачастую они украшались природными мотивами лирического характера (Ваза с растительным узором). В середине периода Чосон по причине недостатка кобальта применялась подглазурная роспись железом, после обжига дававшая коричневый или черный цвет (Ваза с драконом). Применялась также подглазурная роспись медью, после обжига дававшая красный цвет. Красно-белый фарфор пользовался особой популярностью в XVIII—XIX вв., когда его производство достигло своего пика.

Изображения

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer