Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Донателло (ок.1386—1466)
Итальянский скульптор, один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Его достижения были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.
 
Эпоха, стиль, направление Раннее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В.Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М.: Искусство, 1979; Либман М.Я. Донателло. — М., 1962; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Пизано, Гиберти и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб: Азбука-классика, 2006.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. В 1403—07 гг. работал в бронзолитейной и ювелирной мастерской Лоренцо Гиберти, которому он помогал делать модели рельефов вторых дверей флорентийского баптистерия. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Через несколько лет Донателло решительно порывает с традициями мастерской Гиберти и смело становится на путь самостоятельного развития. Этому немало способствовала близость к знаменитому архитектору Ф. Брунеллески, с которым Донателло, вероятно, познакомился в самом начале XV в. С этого времени молодой скульптор начал стремительно подниматься к вершинам своего мастерства, завоевывая авторитет не только совершенством исполнения, но также смелостью творческого мышления, новаторским подходом к искусству ваяния. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников, удивляло своей неожиданной новизной, своеобразным духом бунтарства. Его поле деятельности становилось все более широким. Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция — вот те города, где помимо Флоренции протекала его деятельность, вызывавшая восторженное к себе отношение. При этом следует отметить, что Донателло никогда не шел на компромиссы, не гнался за внешней красивостью, привлекавшей широкую публику, не стремился чрезмерно отшлифовывать свои статуи, боясь лишить их свежести первого замысла.
         В творчестве Донателло глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Несмотря на то что статуи находились в нишах, они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов («Св. Марк»). Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Георгия; в этой работе мастер воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим гражданственным звучанием. Галерею остро индивидуальных образов представляют собою выполненные Донателло в 1416—35 гг. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
         В 1420-е гг. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности («Пир Ирода»).
         Около 1425 г. Донателло начинает сотрудничать с архитектором и скульптором Микелоццо, с которым он имел общую мастерскую и в содружестве с которым создал целый ряд произведений. Среди них — замечательное по исполнению настенное «Надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII)» с античным по форме саркофагом, на котором покоится фигура умершего, аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением.
         В начале 1830-х гг. вместе с Брунеллески Донателло едет в Рим, где оба участвуют в раскопках, занимаясь описанием, классификацией и исследованием древних памятников. Эта поездка чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приемами, в которых сказалось влияние античности.
         Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения как рельеф «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти), певческая трибуна флорентийского собора с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, а также бронзовая статуя Давида, явившаяся первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения. Библейский пастух, победитель великана Голиафа — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, однако переработал их в духе своего времени.
         Почти десять лет (1444—53) Донателло проработал в Падуе, старом университетском городе, одном из центров гуманистической культуры, тесно связанном с именем св. Антония падуанского — одного из наиболее почитаемых католических святых. Для городского собора, посвященного св. Антонию, Донателло выполнил огромный скульптурный алтарь, состоявший из двадцати девяти статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по сторонам от нее располагались шесть статуй святых (св. Франциска, св. Антония и др.). Алтарь украшали четыре барельефа в бронзе с изображением чудесных деяний св. Антония («Чудо св. Антония с ослом»), четыре барельефа в бронзе с символами евангелистов, барельеф с мертвым Христом, поддерживаемым двумя путти, двенадцать рельефов с музицирующими ангелами, рельеф со сценой Положения во гроб. В убранстве алтаря скульптор использовал цветной мрамор и смальту, а золочением и серебрением бронзовых частей достиг удивительных изобразительных эффектов. В конце XVI в. алтарь был разобран, до настоящего времени сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально. Четыре дошедших до нас алтарных рельефа с чудесами св. Антония позволяют оценить необычные приемы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многофигурные композиции, исполненные динамики и драматизма, представлены скульптором в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы создается ощущение глубины пространства, что делает их (рельефы) похожими на живописные произведения.
         В это же время в Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения — «Конный памятник кондотьеру Гаттамелате». Гаттамелатой (Хитрой Кошкой) итальянцы прозвали кондотьера Эразмо де Нарни — он был уроженцем Падуи, однако находился на службе у Венецианской республики. В своем «Гаттамелате» Донателло дал наиболее последовательное воплощение чисто ренессансного идеала — идеала сильного человека, заслужившего своими героическими деяниями право на бессмертие.
         В последние годы, проведенные во Флоренции, Донателло приходит к совершенно иным идеалам, его образы становятся все более драматичными. Среди них выделяются сложная и выразительная группа «Юдифь и Олоферн», фигура Марии Магдалины в виде дряхлой старухи, изможденной отшельницы, а также трагические по настроению рельефы церкви Сан-Лоренцо, законченные уже его учениками («Мученичество св. Лаврентия»). В этот заключительный период, являющийся грандиозным эпилогом его творчества, Донателло создает удивительные по своей одухотворенности и трагизму жизнеощущения произведения, которые остаются одинокими на жизнерадостном фоне флорентийской культуры той поры. Этот огромный путь, проделанный восьмидесятилетним мастером, говорит о величии его души, о богатстве духовных запросов и об исключительной независимости суждений от рядовых вкусов. На каждом этапе своего творчества он делал исключительно то, что отвечало его внутренним потребностям, что его интересовало и волновало.
         Донателло умер в 1466 г. и погребен с большими почестями в церкви Св. Лаврентия, украшенной его работами.
        

Изображения

Мировая художественная культура XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)
Литература XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)
Музыка XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)
История XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer