Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Дали Сальвадор (1904—1989)
Испанский живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист. Крупнейший представитель сюрреализма. Свой художественный метод сам художник определил как «спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций». Образы сновидений, фантазии расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности. Творчество Сальвадора Дали занимает уникальное место в художественной культуре XX в.
 
Эпоха, стиль, направление сюрреализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Дали С. Дневник одного гения. — М., 1991; Рожин А. И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. — М., 1992; Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. — М., 1992; Дали без границ. Выставка произведений. — М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. — М., 1996; Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали. — Лозанна, 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. — М., 1997.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1.— М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигерас, на северо-востоке Испании, в семье нотариуса. Сальвадор рано начал рисовать, устроив мастерскую в бывшей прачечной на чердаке своего дома.
         Уже в 1918 г. Дали представил две работы на выставке художников в Фигерасе. В 1922 г. Дали поступил в мадридскую Королевскую академию изящных искусств, однако в 1926 г. был исключен за дерзкое поведение. Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений.
         Приехав в Париж в 1929 г., Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В том же году он соединил свою судьбу с Элен Элюар (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У неё было прозвище Гала {франц. «праздник»). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. В конце 1920-х гг. сложился его «параноико-критический метод», который сам художник определил как «спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций». Образы сновидений, фантазии расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности («Солнечный стол», 1936). Сливающиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью. Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики («Постоянство памяти», 1931). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х гг. ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн («Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании», 1936; «Осенний каннибализм», 1936).
         В 30-х гг. Дали много путешествовал — ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. С его прибытием в Америку страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно бы вдохновлённых фантазией художника, — экстравагантных, провоцирующих, забавных. Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагал потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. В этот период живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном («Археологические реминисценции на тему «Анжелюса» Милле», 1933—35).
         В 1934 г. возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 г. произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 г. художник эмигрировал в США. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную и историческую тематику, который был продолжен после возвращения на родину («Искушение св. Антония», 1946; «Мадонна де Порт-Льигат», 1950; «Христос Святого Иоанна Креста», 1951; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1959). Эти и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949) и «Атомистический крест» (1952), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной.
         После войны, в 1948 г., вернувшись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотографией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке. В Фигерасе в здании муниципального театра, большая часть которого стояла в руинах со времён гражданской войны, Дали сотворил свой Театр-музей. Здесь выставлены не только картины, но и «Дождливое такси» (старый «кадиллак», в котором «идёт дождь», если опустить монету), и розовая софа в форме губ американской актрисы Мей Уэст, и другие экспонаты.
         В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом — Большим крестом Карлоса III — Дали был награждён в трагический для него год: в 1982 г. умерла Гала. Роль гениального безумца сделалась не под силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жил затворником.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer