Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Ле Корбюзье (1887—1965)
Французский архитектор швейцарского происхождения, создатель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Корбюзье — один из наиболее знаменитых архитекторов XX в., его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Корбюзье достиг известности благодаря своим островыразительным постройкам в модернистском стиле, а также талантливому дару писателя-публициста. Его постройки можно обнаружить в разных странах — в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Характерные признаки архитектуры Корбюзье – блоки, поднятые над землей, свободно стоящие колонны, плоские крыши-террасы, «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады, шероховатые поверхности необработанного бетона, свободные пространства этажей. Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.
 
Эпоха, стиль, направление функционализм, модернизм, интернациональный стиль
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Всеобщая история архитектуры. — Т. 11. — М., 1973; Ле Корбюзье. Архитектура XX века. — М., 1977; Фремптон Н.К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. — М., 1990; Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. — М., 1991. Аркин Архитектура современного Запада. — М., 1932; Колли Н. Архитектор Ле Корбюзье // "Архитектура СССР". — 1965. — № 12; Эрн И. Ле Корбюзье // "Декоративное искусство СССР", 1966, № 1.
Источники Википедия



         Ле Корбюзье (собственно, Шарль Эдуард Жаннере) родился 6 октября 1887 г. в Швейцарии, в городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-эмальера. В 13 лет поступил в местную Школу искусств, с этого времени начал самостоятельно заниматься ювелирным делом, создавая эмали и гравируя монограммы на крышках часов.
         Свой первый архитектурный проект Корбюзье начал в неполных 18 лет. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Школы искусств. На заработанные деньги Корбюзье совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии. Поездка завершилась в Париже, где Корбюзье устроился на работу стажером-чертежником в бюро архитекторов Огюста и Густава Перре (1908—10). В 1910—11 гг., находясь в Берлине, Корбюзье работает в мастерской известного немецкого мастера архитектуры Петера Беренса. В 1911 г. с целью самообразования предпринимает еще одно путешествие, на Восток — по Греции, Балканам и Малой Азии, где изучает древние памятники и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало последующие взгляды Корбюзье на архитектуру.
         Возвратившись в Ла-Шо-де-Фон, Корбюзье работал преподавателем в Школе Искусств. В 1914 г. открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это жилые дома, в частности построенная для родителей вилла Жаннере/Перре (1912).
         В этот же период совместно с инженером М. Дюбуа Корбюзье создал и запатентовал проект Дом-Ино (1914). В этом проекте заложены возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.
         В 1916 г. Корбюзье переехал в Париж, где устроился штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. В 1917—19 гг. он выполнил несколько проектов, в основном технических сооружений: водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и др.
         Познакомившись с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицом, Фернаном Леже, Корбюзье начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. В 1919 г. вместе с художником Озанфаном при финансовой поддержке Ла Роша Корбюзье начинает выпускать философско-художественный журнал «Эспри Нуво». Здесь Корбюзье впервые опубликовал свои «Пять отправных точек современной архитектуры», являющиеся основой функционализма:
        1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.
         2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.
        3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.
         4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.
         5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.
         В 1922 г. Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывает архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере становится его постоянным сотрудником и компаньоном.
         В 20-е гг. Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя; большинство из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (ныне Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1928—31). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса из железобетона, так называемый «свободный план» в организации внутреннего пространства. В этих постройках Корбюзье использовал свой архитектурный кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».
         Для выставки «Осенний Салон» 1922 г. Корбюзье и Пьер Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — предложение по радикальной реконструкции Парижа. В этом и других своих градостроительных проектах: планы для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), Алжира (1931) — Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог — при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.
         В 1924 г. по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо по проекту Корбюзье был возведен городок «Современные дома Фрюже», состоящий из 50-ти двух-трёхэтажных жилых домов. Это был один из первых во Франции опытов серийного строительства домов. Там были применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке: ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного бюджетного дома — несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.
         На Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 г. в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво». Он включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную двухуровневую квартиру. Похожую ячейку Корбюзье использовал в конце 40-х гг. при создании Марсельской Жилой Единицы.
         К началу 30-х гг. имя Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов — Центр Армии Спасения в Париже (1929—31).
         В 1928 г. Корбюзье выигрывает конкурс на проект Здания Центросоюза в Москве (1929—35). Центросоюз явился совершенно новым, по сути беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.
         Архитектурным открытием своего рода был построенный в 1930—32 гг. Швейцарский павильон в Париже — общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность — в новизне композиции с открытыми опорами-колоннами первого этажа, необычными по форме, эффектно сдвинутыми к продольной оси здания.
         В 1935—36 гг. Корбюзье совершает турне с лекциями по США и Южной Америке. В Рио-де-Жанейро принимает активное участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования (с Л. Коста и О. Нимейером). По его инициативе на высотном офисном блоке Министерства было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи — также один из первых опытов такого рода.
         Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов СИАМ — съездов современных архитекторов разных стран, объединённых идеей обновления архитектуры. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе СИАМ в Афинах в 1933 г. Теоретические взгляды Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935) и других.
         После Второй мировой войны во Франции начались восстановительные работы, и Корбюзье был приглашен властями для участия в них как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё-де-Вож (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица исполинских размеров» — прообраз будущей Марсельской Жилой Единицы. В них, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в это время, последовательно проводится идея «Лучезарного города».
         В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946—51) — четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль были применены так называемые «солнцерезы» — изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. С этого времени солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и декоративную роль.
         Начало 50-х гг. ознаменовалось радикальным обновлением стиля. Корбюзье уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Яркий пример нового стиля – Марсельская Жилая Единица (1947—52) — многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озеленённом участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (на двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Внутри здания расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. Подобные «жилые единицы» были возведены позже и в других городах Франции, а также в Западном Берлине.
         В 1950 г. по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр., строился около десяти лет (1951—60), затем достраивался на протяжении 60-х гг. Сотрудничали с Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма.
         Собственно Корбюзье спроектировал несколько зданий в административном центре города. Это Секретариат, Дворец правосудия и Ассамблея. Каждое из них отличается выразительной характерностью образа, монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. Как и в Марсельской Жилой Единице, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый «béton brut» (необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами, что позволило говорить о возникновении нового течения – «брутализма».
         1950—60-е гг. — время окончательного признания Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время им построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них — Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950—55), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, Монастырь Ла-Туретт близ Лиона (1957—59), здание Национального музея западного искусства в Токио (1956—59). При всех своих различиях все эти здания представляют собой оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.
         Одна из последних крупных работ Корбюзье — Карпентер-центр визуальных искусств в Кембридже (1961). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье позднего периода.
         Помимо архитектурного наследия Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере в Париже, а также в Павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (1963—67), выставочном здании в стиле хай-тек, также возведённом по его проекту.
         Корбюзье был почетным доктором целого ряда университетов, а также почетным членом многих академий искусств. Награжден различными орденами и медалями.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer