Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Мис ван дер Роэ Людвиг (1886—1969)
Немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры XX века.
 
Эпоха, стиль, направление функционализм, модернизм, интернациональный стиль
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Мачульский Г.К. Мис ван дер Роэ.— М., 1969.
Источники Википедия



         Людвиг Мис ван дер Роэ (собственно, Мария Людвиг Михаэль Мис) родился в 1886 г. в Ахене. Учился в ремесленной школе, работал каменотёсом на семейном предприятии в Ахене, в мастерской Бруно Пауля в Берлине. В 1908—12 гг. работал в мастерской Петера Беренса, оказавшего на будущего архитектора значительное влияние.
         В 1912—30 гг. Мис ван дер Роэ работает как независимый архитектор в Берлине. В 1911—12 гг. руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.
         В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Зодчий разработал проект трёхэтажного жилого дома с так называемой свободной планировкой: кухня и ванная комната помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками.
         В 1929 г. Мис ван дер Роэ возглавляет строительство Павильона Германии на международной выставке в Барселоне, принесшего автору мировую известность. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора архитектор использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В этой постройке Мис ван дер Роэ создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Специально для павильона архитектор создаёт коллекцию мебели «Барселона».
         Венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ стала вилла Тугендхат в Брно, возведенная в 1930 г. В этой постройке архитектор продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но уже применительно к жилому дому. Расположенная на склоне, вилла имеет два уровня и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере широко используется полированный оникс. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ спроектировал коллекцию мебели «Брно».
         В 1930—33 гг. Мис ван дер Роэ по просьбе Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.
         В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им, например Краун-холл, здание факультета архитектуры, функционируют до сих пор.
         В американский период, руководствуясь принципом «Меньше значит больше», Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Благодаря широкому использованию стекла его дома оказываются как бы пронизанными солнечным светом. В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис ван дер Роэ начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит принципу функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, он постепенно отходит от принципов, которые сам же разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.
         В 1950—51 гг. в местечке Плейно, Иллинойс, Мис ван дер Роэ строит Дом Фарнсуорт (так называемый «Стеклянный дом») для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом контрастирует с природой и одновременно сливается с ней в единое целое. Сейчас Дом Фарнсуорт является музеем.
         Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса ван дер Роэ было строительство небоскрёбов. Наиболее известным является построенный в 1958 г. небоскреб Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений архитектора было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис ван дер Роэ навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
         В последующие годы Мис ван дер Роэ создает ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и Доминион-центр в Торонто.
         Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис ван дер Роэ строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличающимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами архитектора являются здания на Лейк Шор Драйв, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.
         Последними крупными работами Миса ван дер Роэ стали Новая национальная галерея в Берлине и проект Мемориальной библиотеки Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне.
         Работа Миса ван дер Роэ породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис ван дер Роэ достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены и в 80-е гг. был практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer