Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Архитектура майя: Тикаль
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники http://upload.wikimedia.org/; http://www.indiansworld.org/info_tikal_lyk.html


Архитектура майя: Тикаль


         Одним из крупнейших городских центров майя является Тикаль. Как и в случае с другими городами майя, существовавшими в I тысячелетии н.э., подлинное название поселения неизвестно. Руины древних строений были обнаружены случайно в 1848 г. Только в конце XIX века началось изучение таинственных развалин. Со слов местных индейцев исследователи дали архитектурному комплексу романтическое название «Тикаль», что значит «место, где слышны голоса духов». Ученые полагают, что в древности Тикаль назывался «Холмами Ягуара».
         Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г. Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений.
         Первые поселения майя возникли в этом районе в VII в. до н. э. Спустя тысячелетие, в III в. н. э., на землях Петена уже существовал довольно большой город, который оказался на несколько веков старше таких известных индейских центров, как Чичен-Ица на полуострове Юкатан или ацтекская столица Теночтитлан. Судя по календарным датам, высеченным на стелах Тикаля, город существовал с 292 г. по 889 г. н. э. В дальнейшем крупнейшее из поселений майя на севере Гватемалы было покинуто его исконными обитателями, а в конце X в. жизнь в древнем гватемальском городе по невыясненным причинам окончательно замерла.
         В период расцвета, в 600—800 гг., население Тикаля могло составлять от 70 до 100 тыс. человек. Для современных земледельцев гватемальская провинция Петен, где находится Тикаль, – неблагоприятный регион. Здесь находятся обширные влажные болотистые низины и труднопроходимые джунгли, или сельва, как называют тропические леса в Латинской Америке. Поблизости от древнего города нет ни рек, ни озер. В дождливое время года в этом крае выпадает до 1200 мм осадков, тогда как в течение сухого сезона о дожде приходится только мечтать. Каким же образом в окрестностях Тикаля древние индейцы добивались высокой урожайности? Посредством так называемых «приподнятых полей», которые представляли собой искусственные длинные и узкие земляные гряды, окруженные каналами. В периоды паводков почва на грядах обновлялась. По каналам сбрасывалась лишняя вода. На таких полях можно было собирать очень богатый урожай, а каналы облегчали процесс его транспортировки. Кроме того, каналы в сочетании с болотистыми низинами в окружении тропической растительности создавали благоприятные условия для жизни рыб, моллюсков, водоплавающей птицы, пресмыкающихся, которые пополняли пищевой рацион аборигенов. Местным жителям удалось решить и проблему питьевой воды. Поскольку около города нет ни рек, ни озер, его жителям пришлось позаботиться о сооружении хранилищ для живительной влаги. По сети каналов, покрытых специальным составом, индейцы собирали дождевую воду в искусно возведенные каменные цистерны, так называемые «агуадвас». В Тикале их найдено три.
         Развитое сельское хозяйство позволило обитателям древнего города возводить великолепные постройки. Первоначально археологи обозначали расчищаемые от многовековых напластований творения майя при помощи цифр и букв латинского алфавита. Сейчас у многих строений появились колоритные названия, которые обычно указывают не на предназначение сооружения, а на наиболее известное изображение, так или иначе связанное с данным памятником. Из-за высокой влажности и паводков постройки города были размещены на высоких пирамидальных основаниях или группировались на вершинах искусственных или естественных холмов с крутыми склонами. Важнейшие ансамбли были соединены между собой широкими каменными дорогами-мостовыми. Из-за большого числа болотистых низин, оврагов и холмов здесь не могло быть прямых улиц и плотной застройки.
         Однако планировку Тикаля в значительной степени определяли не только рельеф местности и природные условия, но и принятая майя религиозная модель мира. Она включала мир живых и мир мертвых. Мир живых, по представлениям майя, напоминал четырехугольник. По его углам возвышались 4 «мировых дерева». Вероятно, данные представления были связаны с расположением построек: в Тикале они сгруппированы, часто по четыре, вокруг двориков или площадок. Данный принцип организации пространства характерен и для жилой застройки, и для ритуально-административных центров города.
         Важнейшие здания города группировались вокруг площадей: Большой, Западной, Восточной и «Семи храмов». Около площадей расположены так называемые «великие храмы». В специальных исследованиях эти сооружения обозначены, соответственно, цифрами от I до VI, однако в неформальном пространстве имеют хождение более информативные названия: Храм Великого Ягуара, Храм Масок, Храм Жреца Ягуара, Храм Двуглавого Змея, Храм Прекрасного рельефа, Храм Надписей. Все эти храмы были построены более или менее по одной схеме: в основании храма лежит многоступенчатая пирамида с углом наклона граней около 60 градусов. Чаще с восточной или западной стороны пирамида имела широкую, ведущую наверх лестницу, фланкированную изображениями масок. На вершине пирамиды находилось святилище, в котором имелось несколько последовательных дверных проемов, обеспечивающих проход во внутренние помещения. Этих помещений могло быть от одного до трех. Над проемами были укреплены украшения в виде так называемых притолок – несколько соединенных панелей из дерева саподиллы, иногда гладкие, иногда покрытые резьбой. Над святилищем возвышался массивный каменный гребень, в котором для облегчения веса были оставлены пустоты. Гребень, как правило, был украшен рельефами масок или человеческих лиц, а по верхнему краю – фризом. У подножия пирамид располагались алтари и стелы, богато украшенные резьбой. На них, а также на гребнях святилищ и притолоках над дверными проемами изображали правителей в торжественных позах, в пышных одеяниях, с атрибутами, подчеркивавшими их высокий ранг. Фигуры обычно сопровождались иероглифическими надписями, в которых были указаны имя властелина, его титул, дата рождения и важнейшие события его жизни.
         В этих величественных храмах совершались важные и для многих загадочные ритуалы. Их таинственность была обусловлена, в частности, тем, что находиться внутри святилища могла лишь небольшая группа людей, так как внутреннее пространство храмов майя крайне невелико. Дело в том, что индейцы владели лишь техникой возведения так называемых ложных сводов. На стены укладывали каменные плиты, одна больше другой, самые верхние из них смыкались. Венчающий святилище гребень был исключительно массивным, и выдержать подобное перекрытие могли лишь мощные стены (до 7 м), между которыми оставалось незначительное свободное пространство.
         Вознесенные на пирамиды святилища служили заупокойными царскими храмами. Как показали исследования, первоначально в скальном грунте были высечены гробницы, над устьями которых были возведены пирамиды. Майя, как и некоторые другие народы Центральной Америки, хоронили своих царей в таких сооружениях и поклонялись им, как богам. Гробницы, как правило, соединялись с храмом наверху специальным каналом для души покойного, так называемым психодуком. Главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя.
         По мнению Г. Ершовой, именно пирамиды являлись воплощением некоей «модели мира», характерной для цивилизации майя. «Концептуально пирамида воплощала гору-прародину далеких предков, которые остались в мифологической пещере… Пирамида заключала в себе и астрономические представления, и частично исторические, и географические».
         Мир живых, согласно представлениям майя, располагался на юге. Его участки имели разный «статус». Индейцы выделяли сакральную территорию, где располагались главные святилища, а рядом с ними возводились постройки для знати. Поскольку в жизни майя огромную роль играл культ предков, то элите было выгодно подчеркивать свою родственную связь с обожествленными правителями-предшественниками.
         В Тикале найдено три акрополя – Северный, Центральный и Южный. С южного края Большой площади расположен Центральный акрополь. Обнаруженные на нем постройки представляли собой дворцовый комплекс. У исследователей нет единого мнения о назначении данных сооружений. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти строения как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.
         На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших. Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались площадки для игры в мяч. Одна из таких площадок находится между Центральным акрополем и Храмом Великого Ягуара. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.
         Для древних майя игра в мяч была не столько развлечением, сколько ритуальным действом. Ученые полагают, что движение каучукового мяча могло символизировать движение солнца или звезд, а занятые игрой команды таким образом инсценировали борьбу дня и ночи, богов Неба и Подземного мира. Участники игры поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог его отбить, причем касаться мяча можно было только бедрами, локтями и ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набирал определенное количество очков, или редкий удалец, сумевший пробросить мяч сквозь установленное вертикально в продольной стене площадки кольцо, отверстие которого незначительно превышало диаметр мяча. Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия.
         Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами в Северном акрополе. Северный Акрополь представляет собой комплекс построек, самые ранние из которых восходят к доклассическому периоду – около 350 г. до н.э. В классический период (II—X вв.) Северный Акрополь служил погребальным комплексом для высшей знати, при этом каждое новое захоронение было связано с возведением нового храма поверх более старых построек. После 400 г. на древней северной платформе (размер которой к тому времени достиг 100 х 80 м) был возведен целый ряд высоких пирамид. В VI в. были построены шесть храмов, увенчанных гребнями, с лестницами, фланкированными масками богов. К IX в. в Северном Акрополе были установлены 43 стелы и 30 алтарей, некоторые из которых были украшены резьбой с иероглифическими текстами и портретами правителей.
         В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить девять административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.) – так называемых комплексов парных пирамид (Комплекс Q парных пирамид). Это небольшие площади, на которых друг против друга, на востоке и западе, симметрично стоят две пирамиды, а также некоторые другие строения. Комплексы парных пирамид отличает одна любопытная особенность: все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание катуна – 20-летнего периода в календаре майя.
         Один из наиболее древних и самый грандиозный строительный проект на протяжении всей истории Тикаля – Комплекс «Затерянный мир». Это крупнейший погребальный комплекс Тикаля, история которого восходит к доклассическому периоду. Центральное сооружение комплекса, Пирамида Затерянного мира, восходит к 600 г. до н.э. В истории этой пирамиды выделяют пять стадий, последеяя датируется 200—300 гг. В отличие от иных пирамид, Пирамида Затерянного мира имеет лестницы с каждой стороны. Предположительно, это сооружение служило для астрономических наблюдений.
         В Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.
         На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.
         На граффити фигурируют боги – покровители правивших в Тикале династий, божества войны и преисподней, а также божественные правители четырехлетнего календарного цикла. Майя считали, что в конце года сменяют друг друга божества-властелины, от которых зависело существование и других богов, и людей. Во многих сценах представлен Бог Ягуар – древнейший покровитель воинов и владык. Исследователи относят его к группе божеств преисподней, куда также попадают другие божества в образе птиц, насекомых, рептилий с чертами монстров. Во главе Царства смерти, как показывает анализ изображений, стоял Владыка черепов. Его запечатлевали в виде скелета с черепом вместо головы.
         Среди одиночных персонажей на рисунках выделяются фигуры людей, явно принадлежавших к правящей верхушке. Их нередко изображали в паланкинах или сидящими на циновках. На правителях пышные головные уборы, особые пекторали из бусин. Рядом могли оказаться придворные, в более скромных уборах, сидящие со скрещенными на груди руками (в знак повиновения). Воины Тикаля, на высокий ранг которых указывали плащи из перьев, особые головные уборы и другие «знаки отличия», показаны чаще всего с копьями, дротиками, щитами и ножами в руках. Не стоит удивляться отсутствию у них луков. До Х века майя не владели данным видом оружия. Естественно, среди воинов выделялись полководцы. В сценах отправления посланника к богам изображены жертвы – скорее всего, военнопленные. На многих рисунках изображены жрецы, совершающие различные обряды. Встречаются также фигуры, явно обозначающие иноплеменников, поскольку у них иные, чем у майя, костюмы и недеформированные головы.

Изображения

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer