Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Архитектура майя: Паленке
Место создания Паленке, Мексика
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники http://www.indiansworld.org/ancient_maya_st81.html; http://en.wikipedia.org/; http://whc.unesco.org/en/list/411


Архитектура майя: Паленке


         Цивилизация древних майя просуществовала сравнительно долго (с IV в. до н.э. до IX в. н.э.) и охватила весьма обширные территории: города майя найдены на территории Белиза, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Мексики. При этом отсутствие централизованной власти привело к возникновению большого разнообразия политических структур, в результате чего возникло значительное количество оригинальных и самобытных архитектурных стилей, среди которых одним из наиболее выдающихся является стиль Паленке.
         Развалины древнего города Паленке, расположенного в мексиканской провинции Чьяпас, – превосходный образец храмовой архитектуры майя классического периода. Расцвет Паленке пришелся на 500—700 гг., когда его влияние распространилось на весь бассейн реки Усумасинта. Набеги племен прибрежных территорий Мексиканского залива привели к полному опустошению Паленке в конце X в.
         Паленке – один из наиболее выдающихся городов майя классического периода, он известен своей исключительной и прекрасно сохранившейся архитектурой, а также произведениями скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Непревзойденный творческий гений цивилизации майя проявил себя в изяществе и гармоничности архитектурных сооружений, легкости и отточенности скульптурных рельефов. Уникальность Паленке еще и в том, что его постройки относятся к середине классического периода, он старше многих других городов майя, например Тикаля – на сто лет.
         Город был основан в поздний доклассический период, между III и V вв. Его первые поселенцы, вероятно, мигрировали из близлежащих регионов. Спустя несколько веков, около 500 г., город существенно расширил свои границы и превратился в могущественную столицу регионального политического образования – так называемого Баакульского царства.
         Паленке занимает площадь свыше 1780 гектар и насчитывает 1400 строений, из которых к настоящему моменту исследованы лишь 10%. Архитектура города мастерски вписана в пейзаж, и все вместе создает изумительной красоты зрелище. В нескольких метрах за пирамидами и величественным дворцом возвышаются горы, покрытые густой зеленью. Девственный лес окружает город со всех сторон. Со стороны фасадов зданий, от дверей дворцов и святилищ открывается великолепный вид на бесконечный зеленый ковер — море непроходимых лесов, которое тянется на 130 километров и кончается у Мексиканского залива.
         Начиная с XVIII в., Паленке был объектом интереса многих путешественников и исследователей, ибо представляет собой одно из величайших достижений человеческой культуры на Американском континенте. Древний город имеет ярко выраженную городскую планировку, а некоторые его сооружения и площади являются крупнейшими в архитектуре майя. Вокруг административного и церемониального центра располагаются многочисленные жилые «кварталы», а также погребальные, ритуальные и производственные зоны. Архитектурный стиль Паленке уникален: по своему изяществу, легкости и гармоничности он не имеет себе равных. Для него характерны здания со сводчатыми крышами, с подчеркивающими их стройность гребнями, святилища, украшенные фризами со стукковыми рельефами, колонны, стены, гребешки, стрельчатые арки, сводчатые залы, соединительные галереи, Т-образные окна и многие другие черты, делающие этот стиль уникальным. Замысловатые архитектурные формы и богатый декор отражают историю и идеологию правящего класса и тесно связаны с мифологией и ритуалами майя, а также с письменностью и календарем. Видимая легкость зданий обусловлена применением новых строительных техник и методов дренажа, что позволило значительно уменьшить толщину стен. Расширенное внутреннее пространство, многочисленные арки и проемы, а также использование галерей придают архитектуре Паленке редкое изящество и элегантность, а богатые украшения в виде скульптуры и невероятное количество стукковых рельефов, украшающих стены дворцов и храмов, не имеют себе равных в культуре майя.
         Городской ансамбль Паленке удивительно хорошо сохранился, во многом благодаря тому, что покинутый жителями (около IX в.), город был полностью скрыт от людских глаз горами и непроходимыми джунглями. В результате до начала Колониального периода Паленке оставался необитаемым, и сейчас все его здания: политические, административные, жилые и ритуальные – предстают перед посетителями в их первозданном виде, представляя собой настоящий «живой музей».
         В Паленке была обнаружена целая сеть акведуков, каналов и сточных канав, использовавшихся для подачи в город проточной воды, это самая сложная система водопровода и канализации из когда-либо созданных древними майя.
         Все наиболее значимые постройки Паленке были возведены в правление Кинич Ханаб Пакаля I (615—683), самого знаменитого правителя Паленке, а также его сына, Кинич Кан Балама II (684—702). Кинич Ханаб Пакаль I, имевший прозвище Пакаль Великий, фактически отнял власть у своего предшественника и всю свою жизнь прилагал огромные усилия, чтобы доказать ее легитимность. Его сын, Кан Балам II, несмотря на короткое правление, был одним из наиболее значительных правителей Баакаля. По велению Кан Балама II была построена знаменитая храмовая Группа Креста, в которую входят Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца. Он также завершил саркофаг своего отца и его величественную усыпальницу – Храм Надписей. Правлением Кан-Балама II датируется большинство мифологических и династических текстов Паленке, являющихся ценнейшим источником религиозно-мифологических и идеологических представлений древних майя.
         В центре города доминирует так называемый Дворец, возвышающийся на большом искусственном холме. Это самый крупный объект на территории Паленке – размер его основания составляет 97 х 73 м. Дворец представляет собой комплекс из нескольких соединенных галереями зданий и соседствующих с ними внутренних двориков. Он использовался аристократией для административных функций, а также для развлечений и ритуальных церемоний. Внутри дворца сохранилось большое количество скульптур и барельефов. Отличительной (и уникальной для всей культуры майя) чертой Дворца является четырехэтажная угловая башня, вероятно выполнявшая функции Обсерватории.
         Громадный Дворец уравновешивает не менее грандиозная пирамида – Храм Надписей. Храм был построен как усыпальница Пакаля Великого. Постройка была закончена после смерти Пакаля его сыном Кинич Кан Баламом II. Структура состоит из 8-миступечатой пирамиды, на вершине которой располагается храм. Пять входных проемов храма обрамлены шестью вертикальными столбами, на которых укреплены стукковые панели с высеченными изображениями и обширными иероглифическими текстами. Вертикальные панели, кроме двух крайних, несут на себе изображения людей, держащих детские фигуры, у которых вместо одной ноги нарисована змея. Другая нога – шестипалая. Эта фигура идентифицируется как Бог К (Кавиль, божество грозы и войны, повелитель стихий). Две крайние панели содержат только иероглифические тексты. От времени рисунки и надписи сильно поблекли, однако в свое время они были раскрашены в яркие красные, желтые и голубые цвета. Свое название храм получил благодаря трем панелям на внутренних стенах храма с высеченным на них иероглифическим текстом (самым длинным в культуре майя – 617 иероглифов). Эти панели получили название Центральной, Восточной и Западной. Большая часть текстов храма (включая две последние вертикальные панели) посвящена жизнеописанию Пакаля Великого. Внутри храма имеется лестница, ведущая вниз; там, под основанием пирамиды, находится крипта с саркофагом Пакаля Великого. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена нефритовая маска.
         Вдалеке высятся другие величественные храмы-пирамиды, наполовину скрытые густой растительностью. К юго-востоку располагаются Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца, на севере находится Храм Графа. Между двумя этими зонами и вокруг них «рассыпано» множество других храмов и иных строений.
         Весьма интересен расположенный неподалеку от группы Креста Храм 13 (Храм Красной королевы). В храме имеется крипта, состоящая из трех сводчатых комнат, разделенных толстыми стенами. В одной из них были найдены останки женщины, ныне известной как Красная королева, благодаря большому количеству киновари, покрывавшей ее кости. Поскольку на саркофаге нет никаких надписей, ученые до сих пор не знают, каков был статус Красной королевы, хотя совершенно ясно, что этот статус был очень высоким. Делались предположения о том, что это либо жена, либо мать Пакаля Великого. Труп был облачен в роскошные погребальные одеяния. На лице покойной была найдена малахитовая погребальная маска, на шее – ожерелья, в ушах – серьги, на ногах и на руках – браслеты. В целом убранство ее могилы составило более 1000 предметов из нефрита, малахита и ракушек.
         В большинстве храмов Паленке были обнаружены стукковые панели с рельефами (Рельеф из Храма 21) и иероглифическими текстами (Рельеф из Храма Креста). В иероглифических надписях майя нередко встречаются упоминания о первых легендарных правителях и божественных предках. Цари майя использовали прием проведения параллелей между событиями из легендарного прошлого и собственными деяниями в целях обоснования легитимности своей власти. Сказания о божественных предках известны в Тикале, Наранхо, Пьедрас-Неграс. Но самая полная версия династического мифа сохранилась в надписях из Паленке. При изучении дошедших до нас текстов из этого городища порой бывает сложно определить, где оканчивается миф и начинается реальная история баакульской династии. Основным источником наших знаний о первых правителях Баакуля является ретроспективная надпись на центральной панели из Храма Креста. В этом большом тексте можно условно выделить мифологическую, историческую и ритуальную части. В рамках единого повествования осуществляется плавный переход от событий, происходивших в начале текущего мирового цикла, к первым историческим правителям Баакуля. Четкое разграничение между легендарной и реальной историей отсутствует, и совершенно очевидно, что основная идея текста заключалась в подчеркивании преемственности эпох, непрерывности царской власти.
         К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении источники по религии майя классического периода очень ограничены. Мы знаем, что у майя было множество богов и мифологических персонажей, многих из них можно распознать по внешнему виду; отдельные эпизоды из связанных с ними сказаний исследователи часто находят на расписной керамике или стенах храмов. Однако зачастую мы мало знаем о том, какие представления связывались с богами или какой смысл имели мифы, в которых они участвовали. До нас не дошло каких-либо подробных священных текстов, которые бы помогли понять религию классических майя, сущность их религиозных практик и обрядов. Вероятно, таких аналогов Библии никогда и не существовало. Мифология майя классического периода имела четко выраженный локальный характер, это подтверждается тем, что различные боги и мифы были тесно связаны с политической историей того или иного царства.

Изображения

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer